«Бабушка понимает, что сени из пеноблоков – это недопустимо»: «Том Сойер Фест» в Пензе

 32

Команда пензенского «Том Сойер Феста» восстановила два жилых дома – об одном активно заботятся сами хозяева, а другой продолжается оставаться «подопечным» фестиваля. Кроме ремонта домов, команда проекта спасает расселенные дома от сноса и популяризирует наследие – так одна из временных инсталляций с наличниками превратилась в любимую горожанами фотозону. Координатор «Том Сойер Феста» Михаил Кириков признается, что до фестиваля занимался примерно тем же самым – только по отдельности, а теперь ему удается сочетать любимые дела в одном проекте. Мы поговорили с ним о том, как фестивалю удается сохранять пензенское наследие – в том числе, благодаря
бабушкам.

Если бы «Том Сойер Фест» появился раньше…

В Пензе я родился и живу всю жизнь. Если говорить о наследии и деревянном зодчестве, в Пензе в первую очередь стоит обратить внимание на ахунские терема. Это три дачи пензенских купцов на окраине города в лесном массиве, среди мачтовых сосен. Таких дач было сорок штук, но до нашего времени сохранилось три. На этой территории сейчас располагается санаторий имени Володарского, и терема раньше использовались как VIP-номера. C 90-годов они находятся в заброшенном состоянии. Здания очень красивые, в русском стиле, с башенками, большими крыльцами. Туристам, приехавшим в Пензу, я бы также показал планетарий – как говорят, единственный деревянный планетарий в мире, и музей народного творчества – классический особняк, который на рубеже XIX-XX века новый владелец, лесопромышленник, украсил резьбой.

В 2018 году мой товарищ, Евгений Кутай, руководитель архитектурного бюро «ВЕЩЬ!», предложил мне провести «Том Сойер Фест» на улице Ключевского и подновить фасад одного из домов. Идея показалась мне хорошей, но не масштабной. На следующий год мы съездили на Школу координаторов, и как-то все закрутилось-завертелось, сделали телесюжет о предстоящем фестивале, и сразу после него в нашу команду влилась профессиональный столяр Анна Морозова. Так у нас образовалась команда: профессионалы своего дела и я, просто увлеченный человек, , которых объединяет любовь к наследию.

Сегодня, помимо сформировавшейся команды, у нас есть постоянный костяк волонтеров, постоянные партнеры. Когда мы только запустили фестиваль, у ребят из архитектурного бюро состоялся круглый стол с губернатором на тему сохранения исторической среды. Ребята подняли вопрос о сохранении расселенных домов, и губернатор относя к этой идее положительно. За минувшие два года нам и другим участникам общественного совета при комитете охраны памятников удалось поставить на охрану четыре дома как выявленные памятники. Фактически, мы вывели их из-под сноса. До того, как «Том Сойер Фест» пришел в Пензу, тема сохранения исторической среды здесь неоднократно поднималась, предлагались разные концепции, но дело не двигалось. Вывод исторических зданий из-под сноса я считаю значимым достижением, которое можно связать с «Том Сойер Фестом». Ведь с 90-х годов работа по выявлению памятников была практически остановлена.

Радует, что мы нашли понимание, но, увы, это произошло, когда уже снесено очень много домов. Остается говорить только в сослагательном наклонении: если бы тот же «Том Сойер Фест» зародился не в 2015 году, а хотя бы в 2010, то сейчас речь бы шла о сохранении не четырех домов, а нескольких десятков. Надо признать, что городские власти задумались о сохранении домов, но в момент, когда таких домов остались считанные единицы – я говорю, прежде всего, о расселенных домах. Я считаю , что сносы 2010-х годов в Пензе – это трагедия для города. А так, конечно, есть дома, которые никто не расселяет, но над ними тоже надо работать и не опускать руки. Тем более, что диалог с властью имеет место.

«В каждом из восстановленных домов есть свои бабушки»

Первый сезон нашего фестиваля можно назвать импровизацией. Мы выбрали очень сложный дом. В нем живет всего-навсего одна хозяйка, и она не справляется с тем, чтобы содержать его полностью: дом большой, а она занимает малую часть. Перед нами стояла задача вывести из аварийного состояния сени, через которые она заходит в дом, выправить металлическую лестницу. Там все заваливалось, было страшно пройти. Думаю, хозяйка в первую очередь из-за этого и согласилась. Она сразу призналась, что фасад ей мало интересен, а вот отремонтировать сени – важно. И мы это сделали. Средства на ремонт собирали в процессе.

В следующем году мы более тщательно готовились к фестивалю, сделали проект, обратились в фонд «Внимание», который помог нам собрать средства на восстановление входной группы дома: дверей, крыльца и навеса. Над ними работал профессиональный столяр. Мы тоже много занимались «столяркой» — и лобзиками, и на станках с ЧПУ. Кстати, девушкам очень понравилось работать лобзиком.

На улице Красной, где находится наш первый объект, до сих пор стоят наличники, которые мы поставили как временные, возле входа в зоопарк – бывший архиерейский сад. Мы устроили там открытие и рассчитывали, что наличники постоят там месяцок, а они превратились в фотозону, люди любят там фотографироваться.

На улице Чкалова, где мы работали во втором сезоне, пешеходный поток не большой – там, в основном, ездят машины. Дом соседствует с элитным жилым комплексом. Когда-то хозяевам дома предлагали его продать, но они отказались. По плану, исторический центр Пензы должен был быть снесен практически на 100%. Те дома, которые сохранились – сохранились чудом. И хозяевам дома на Чкалова практически каждый год говорили: вас снесут. Но люди продолжали заботиться о своем доме: у него ровная крыша, крепкий фундамент, подведены коммуникации, внутри все опрятно. После таких трудов и забот о своем доме они переезжать не станут. А наш фестиваль – это финальный штрих в преображении дома. Так что за этот дом я не переживаю. А вот на улице Красной…Сносить дом никто не собирается, но он требует больших вложений, а мы, как волонтерский проект, вряд ли сможем организовать капитальный ремонт дома. Но мы на связи с хозяйкой, она периодически просит нас о помощи: кусты попилить, снег почистить, и мы это делаем. Дом — наш подопечный, мы в любом случае его не оставим.

В каждом из восстановленных домов есть свои бабушки. Интересно то, что именно благодаря хозяйкам старшего поколения на доме сохранились наличники и другие детали. Хозяйку первого дома называют на улице «графиней». Она, действительно, потомок тех людей, которые жили в этом доме в конце XIX века. Она считает, что менять деревянные окна на пластиковые – это совершенно недопустимо, сени из пеноблоков – это тоже совершенно недопустимо. А в доме на Чкалова, когда меняли окна на пластиковые и хотели снять наличники, хозяйка тоже сказала нет. Благодаря жителям старшего поколения у домов сохранился внешний вид. Бабушка понимает, что нельзя к деревянному дому приделать пеноблочные сени. Такая вот «графиня». Сени дождались своего часа благодаря хозяйке, а пришли мы и их отремонтировали. Хорошо, что есть такие хозяева старшего поколения.

«Занимался градозащитой, ремонтировал свой домик»

Лично меня привлекают объекты, где надо делать что-то сложное – не просто покрасить фасад, а где нужно ковыряться в земле, заливать бетон, двигать конструкции на домкратах. Мне нравится, как проходит фестиваль в Пензе, оглядываясь назад, я бы ничего не стал делать по-другому.

В «Том Сойер Фесте» я реализую себя. Если разобрать фестиваль на части, получится, что первое, чем мы занимаемся – это забота о домиках, второе – популяризация наследия, третье – градозащита. Можно заниматься каждой из этих составляющих отдельно – защищать наследие, заботиться о своем стареньком домике, который, к примеру, есть у меня, можно популяризировать наследие в рамках других проектов. «Том Сойер Фест» интересен для меня тем, что все три аспекта объединены в одном проекте. Можно сказать, раньше я делал то же самое, но по отдельности – занимался градозащитой, ремонтировал свой домик. К тому же «Том Соей Фест» — популярный, известный, люди в него вовлекаются, и это радует. Мы следим за другими городами-участниками, и я рад быть частью этой большой семьи.

Текст: Алина Коленченко

Интервью опубликовано в рамках проекта, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

←в раздел «Интервью»