«Люди оказались не готовы»: «Том Сойер Фест» в Сортавала

 68

Обычно в городе Сортавала останавливаются туристы по пути к другим карельским достопримечательностям. Роман Булатов тоже приехал сюда как турист – и так очаровался финской архитектурой, что решил запустить в городе «Том Сойер Фест». Но местные жители встретили фестиваль холодно: Роману часто приходилось работать в одиночку, попутно отбиваясь от негатива. Мы поговорили с ним о недооцененном туристическом потенциале Сортавала и о том, почему «Том Сойер Фест» нашел слабый отклик у местных жителей.

«Маленькая энциклопедия финской архитектуры»

В Северном Приладожье очень интересная история с городами и населением. Территории постоянно переходили из рук в руки, русское население пришло сюда только в 1944 году. Здесь сохранилось много финской исторической застройки, люди часто ездят в соседнюю Финляндию. Если сравнивать, как обстоят дела с наследием по ту сторону границы, с тем, что у нас – сравнение, к сожалению, не в нашу пользу.

Сортавала сейчас набирает популярность как туристическое направление, поэтому есть шансы, что ситуация с наследием здесь улучшится. На мой взгляд, проблема в том, что люди не считают эту архитектуру родной. Нет привязки, что это их земля, что здесь жили их предки. Конечно, сортавальцам не чужда любовь к родине, к месту, в котором они живут, но люди не чувствуют корней. Никто не может похвастаться, что он сортавалец в пятнадцатом поколении.

Сортавала пока остается транзитным городом. Если бы не находящиеся рядом достопримечательности, туристы, может быть, не поехали бы сюда целенаправленно. Люди едут в живописный горный парк Рускеала – его хорошо разрекламировали. И, еще в Сортавала заезжают по пути на Валаам. Валаамский архипелаг – точка притяжения паломников и тех, кто просто хочет посмотреть на что-то красивое, полюбоваться природой.

Туристов, которые интересуются уникальной архитектурой Сортавалы, пока не так много. Уникальность ее заключается в том, что здесь творили финские архитекторы, которые работали и в столице Финляндии, и в других крупных финских городах. Некоторые из них заработали мировое имя, например, Элиель Сааринен, который потом преподавал в США. Получается, Сортавала – это маленькая энциклопедия финской архитектуры.

Меня удивляет, что люди едут в какой-нибудь захолустный финский городок с парой достопримечательностей и говорят: «Как круто! Обожаю Финляндию». Тем временем, в России находится куда более впечатляющий аналог, но у людей он не вызывает подобного восторга.

Я – не местный, впервые в Сортавала приехал как турист в 2011 году. Позже я стал гидом, водил экскурсии по Петербургу, Пскову и Новгороду, но больше всего я люблю показывать людям Карелию. Сортавала нравится мне больше всех карельских городов. Проводя экскурсии, я стал обращать внимание на состояние городскую архитектуру, и мне захотелось сделать для Сортавала что-то хорошее.

Решение было довольно авантюрным. В городе я слышал много разговоров о том, как плохо здесь сохраняется архитектура. Я подумал: люди переживают, значит, придут и помогут, если предложить им что-то сделать для города. Грустно, что эти ожидания оправдались процентов на пятнадцать.

«Не надо лезть в чужие места»

Ездить из Петербурга в Сортавала ради «Том Сойер Феста» оказалось очень сложно. В 2020 году я почти поселился здесь, работал гидом, а в любую свободную минутку шел приводить в порядок дом – объект фестиваля. За два сезона я серьезно устал.

Я уже практически стал местным жителем, люди на улицах со мной здороваются. Приезжали помогать друзья из Петербурга, это было приятно — некоторых из них фестиваль открыл мне с новой стороны. А еще, когда работаешь с архитектурой руками, вскрываются интересные подробности и детали. Мне удалось немного раскопать историю дома, а вместе с ней подробнее узнать историю всего города. Так что благодаря фестивалю я подрос с точки зрения своей квалификации как экскурсовода.

Разочарованием стало то, что люди, которые жалуются, что их город разваливается, видимо, любят именно процесс подобного нытья. А когда появляется возможность что-то изменить к лучшему, поработать руками, у них не укладывается в голове, что можно поучаствовать, что-то сделать.

Кроме неучастия, было много ненависти, травли и дурацких обвинений в наш адрес. В Петрозаводске даже вышла статья с заголовком в духе: «Местные жители затравили координатора «Том Сойер Феста» в Сортавала». К сожалению, часть городского сообщества действительно показала себя не с лучшей стороны. Я старался вести с этими людьми диалог, чтобы узнать причину их ненависти и попробовать поменять их мнение. Несколько человек в итоге перестали писать нам гадости, а кто-то даже начал говорить позитивные вещи.

Мне кажется, одна из причин подобного негатива – это бедность. Люди не понимали, зачем красить старый дом. Лучше пустить эти средства на что-то другое. А еще, думаю, «хейт» связан с тем, что я – не местный житель. «Какой-то блаженный парень из Питера приехал тут что-то делать, наверное, он псих», — кажется, так обо мне думали местные.

В сообществе «Том Сойер Феста» звучал совет: не надо делать фестиваль там, где вы не живете, не надо лезть в чужие места. Но я полез – может быть, это было ошибкой. Но, с другой стороны, я сделал то, что хотел. Мечтал привести в порядок какой-нибудь дом в Сортавала– и вот, уже почти закончил.

«Зачем я буду красить дом соседу?»

Я знаю, что без меня «Том Сойер Фест» в Сортавала не продолжится. Моей целью было взрастить его, построить сообщество и передать фестиваль дальше кому-нибудь другому. Думал, что главная задача – объединить людей, дать им толчок, а они уже продолжат сами. В местных пабликах в соцсетях я видел, что людям близка тема наследия, они за него тревожатся. Но, в итоге, ожидания не оправдались: люди оказались не готовы выйти и поработать. Думаю, свою роль сыграла провинциальная стеснительность: люди, наверняка, побоялись, что их, как и меня, обзовут дураками.

Другой причиной стала соседская зависть. Многие люди в Сортавала живут в старых домах, подобных тому, который мы восстанавливали. И я слышал комментарии в духе: «Зачем я буду красить дом соседу? Пусть сам красит». Соседи начали обсуждать, что за машина стоит во дворе у хозяев дома, который мы ремонтируем: «Машину в кредит купили, а дом покрасить — денег нет». Люди любят рассказывать, какая Россия щедрая душа, а на практике – вот, что получается. Одна семья из четырех, живущих в доме, который мы восстанавливали, поддерживала нас, кормила, поила чаем – без них точно бы ничего не получилось.

Текст: Алина Коленченко

Интервью опубликовано в рамках проекта, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

←в раздел «Интервью»