«Власть нужно делать союзниками»: «Том Сойер Фест» в Нижнем Новгороде

 206

Нижегородский «Том Сойер Фест» впечатляет масштабом — в этом году волонтеры завершают восстановление целого исторического квартала. С чем связан такой результат? Одним из ключевых факторов роста стало то, что команде фестиваля с самого начала удалось наладить прочное взаимодействие с властью и заручиться поддержкой чиновников. Кстати, за это его организаторы иногда сталкиваются с критикой внутри сообщества. Координатор фестиваля Анна Давыдова считает, что в деле сохранения наследия нужно стремиться к сотрудничеству, а не избегать его. Мы поговорили с ней о том, как выстроить этот диалог без нарушения принципов «Том Сойер Феста».

«Мы сразу поставили масштабные и грандиозные цели»

Для фестиваля мы выбрали очень интересное место. И выбрали не случайно, не просто, чтобы отреставрировать один дом, а чтобы начать восстанавливать историческую среду района, у которого есть признаки достопримечательного места (один из видов объектов культурного наследия, закрепленный федеральным законом «Об объектах культурного наследия народов РФ», – Прим.авт.) Это район, в котором сохранилось огромное количество нижегородского деревянного зодчества. Он привлекателен тем, что находится в центре города, в границах старого Нижнего Новгорода, между двумя центральными магистралями – улицей Белинского и улицей Горького. При этом он камерный, тихий, зеленый.

Сейчас наш город готовится к встрече 800-летия. Поэтому здесь проводятся активные ремонтные и реставрационные работы – не только на объектах «Том Сойер Феста», но и на других памятниках архитектуры. В 2018 году, начиная с одного объекта, мы понимали, что нужно приводить в порядок все дома, ставить их на охрану как объекты культурного наследия и искать средства не только в рамках «Том Сойер Феста». Мы сразу поставили масштабные и грандиозные цели. У нас уже был образ результата — мы сформировали концепцию развития квартала, и наметили план действий. На этой территории мы хотели видеть исторический парк с вовлеченными в экономику города объектами культурного наследия, благоустроенными историческими усадьбами, с сервисной инфраструктурой. То есть, чтобы у каждого исторического здания была функция, вписанная в современный градостроительный и экономический контекст, с сохранением идентичности и смыслов.

Любой проект делают люди. За первый сезон, который длился всего месяц, у нас сформировалась мощная команда из мотивированных людей с разными компетенциями, которые были готовы заняться волонтерской деятельностью и разделяли ценности фестиваля. Возможно, это получилось благодаря тому, что у нас есть преемственность поколений в области градозащиты.

«Поддержка властей переводит фестиваль в конструктивное русло»

Один из главных моментов, который позволил нашему фестивалю стать масштабным, заключается в том, что мы сразу попытались перейти от конфликтов и противостояния с властями к активному взаимодействию. Мы постарались взять в союзники нашу городскую администрацию. К тому моменту у нас уже был положительный опыт взаимодействия в рамках акций по консервации зданий. Мы знали, что мэр трепетно относится к историчности города, поэтому мы предложили городской администрации стать партнером фестиваля. Поддержка властей сразу переводит фестиваль в конструктивное русло.

В Нижнем Новгороде сложилось мощное градозащитное движение, и я была одним из его лидеров. С предыдущей командой в администрации у нас была сильная конфронтация. Важно сказать, что сейчас городом управляют другие люди. Когда они пришли, градозащитное движение уже нельзя было не замечать. На нас стали смотреть, изучать, вести с нами диалог и пытаться находить компромиссы. Потому что мы были сильной социальной силой. Когда Владимир Александрович Панов стал мэром (Панов занимал эту должность в 2018-2020 гг., — Прим. авт.),он приостановил сносы домов, а областное правительство дало возможность поставить их на охрану (признать объектами культурного наследия, – Прим. авт.), оплатив экспертизы.

Наследие – это то, что нас объединяет. Это те точки, те смыслы, те объекты, которые формируют социальное единство. И выносить за скобки из этого процесса целый ряд властных ресурсов – не правильно. С моей точки зрения, цель фестиваля – это совместная работа и объединение людей во благо единой цели. В Нижнем Новгороде «Том Сойер Фест» стал площадкой для переговоров между властью и жителями по любым вопросам городского развития. Мы предложили представителям власти прийти на фестиваль не как внешняя, управляющая сторона, а в качестве членов гражданского общества, просто как волонтеры, и поработать вместе с нами. И они приходили работать – тихо, спокойно, не на камеру. Конечно же, с их разрешения мы делали пару фото, могли выложить пост: «Вот, Владимир Александрович Панов, мэр города, чистит с нами наличники». Мы никого не нагружали проблемами, просто по-человечески общались, на равных, как люди, живущие в одном городе. Мне все время хочется показать, что у власти есть человеческое лицо. Они такие же люди, и даже если у них другие взгляды на наследие, их можно изменить через популяризацию. И если представители власти делают шаг в сторону фестиваля, их можно и нужно делать союзниками. Показывать исторические территории, проводить экскурсии, вместе гулять по городу, показывать, как он прекрасен. Те, кто говорят, что с властью нельзя сотрудничать в рамках фестиваля, как бы отнимают у ее представителей право тоже поучаствовать в деле сохранения наследия и не дают им реализовать обязанности, возложенные 3 пунктом 44 статьи Конституции.

Когда к фестивалю подключаются представители власти, нужно следить, чтобы повестка не была перехвачена, и низовая инициатива не превратилась в пиар-проект. Не могу сказать, что нет опасности в эксплуатации фестивальной повестки властями. Нужно просто следить за такими моментами. Например, у нас на фестивале запрещена демонстрация символики любых политических партий (один из основных принципов «Том Сойер Феста». – Прим.авт.) Мы всегда аккуратно намекаем, что политические взгляды нужно оставить за пределами фестиваля. Также мы следим, чтобы власти, поддерживая фестиваль, не отправляли к нам волонтеров по разнарядке. В общем, мы следим, чтобы взаимодействие строилось без нарушения идеологии «Том Сойер Феста» и на пользу фестивалю. В то же время у нас в городе есть радикальное крыло градозащиты, которое в фестивале не участвует. Когда идут сносы, некачественная реставрация, злоупотребления, они нагнетают повестку, а «Том Сойер Фест» идет на переговоры и решает вопрос конструктивно.

«Мы максимально работаем для общего дела»

У нас команда перфекционистов. Мы взяли высокую планку и темп, и самое трудное – не выгореть от всего этого. Важно совмещать режим труда и отдыха, и не превращать «Том Сойер Фест» в сплошную работу, а делать его фестивалем и праздником. Мы это поняли во втором сезоне, когда фестивальная повестка куда-то ушла, волонтерам без культурных мероприятий стало неинтересно, а мы настолько ушатывались, что нам было не до волонтеров и не до чаепитий. Но мы провели работу над ошибками, и сейчас все по-другому. Мы начали искать не только партнерские средства, но и привлекать гранты. Это дало нам возможность выдать координаторам в конце года небольшую денежную премию. Мы поняли, что нужно платить координаторам за дежурства на площадке.

Сейчас у нас есть АНО (автономная некоммерческая организация, — Прим. авт.), и мы получаем зарплату. В 2019 году мы зарегистрировали АНО «Заповедные кварталы», а в 2021 году мы вместе с областным правительством организовали АНО «Агентство по сохранению и развитию объектов исторической среды Нижегородской области». Теперь у нас существует вот такое государственно-частное партнерство по сохранению исторической среды, куда команда координаторов «Том Сойер Феста», по сути, перешла на работу, чтобы системно работать над сохранением наследия, а не заниматься отдельными домами и только фестивалем. Нас за это критиковали, особенно, Андрей Кочетков. Вроде как «Том Сойер Фест» перестает быть самостоятельным. Но это не так. Я считаю, съезд координаторов, который мы недавно провели в Нижнем Новгороде, дал толчок для всего движения. Мы максимально работаем для общего дела.

«Том Сойер Фест» в Нижнем Новгороде перерос изначальную идею фестиваля – низового, камерного, спокойного. Мы институционализировались. Губернатор спрашивал нас, не пора ли, выйдя на такой масштаб, действовать под другим названием. Говорил: «Давайте придумаем что-то свое, нижегородское». И даже когда мы решили провести съезд координаторов, который обычно проходил в Самаре, у нас опять получилось что-то большее, с правительственной конференцией и волонтерским кэмпом. Мы не отказываемся от бренда «Том Сойер Феста» потому, что на него завязаны все партнеры, в том числе местные. Есть цели, а есть – средства. Сейчас наша цель – это подготовить город к 800-летию, отреставрировать здания. И «Том Сойер Фест» в данный момент наиболее подходит в качестве инструмента под наши оперативные задачи.

Текст: Алина Коленченко

Интервью опубликовано в рамках проекта, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

←в раздел «Интервью»