«В людях много скрытых сил»: «Том Сойер Фест» в Калуге

 46

Калужский «Том Сойер Фест» стал известен на всю страну, когда в городе снесли дом, восстановленный волонтерами в первом сезоне фестиваля. Не смотря на печальную историю с первым объектом, фестиваль в Калуге продолжается и задает пример другим городам: волонтеры заканчивают восстанавливать целую улицу и помогают жителям других исторических домов, которые хотят привести в порядок внешний вид своих фасадов. Мы поговорили с Александром Ежовым, волонтером фестиваля в Калуге, о том, как вдохновить людей сделать что-то самостоятельно, и почему все дома достойны преображения.

«Пошел по накатанной»

Я из Москвы, и до «Том Сойер Феста» с Калугой меня ничего не связывало. Я участвовал в фестивалях в разных городах, но удобнее всего оказалось ездить в Калугу: у меня в этом направлении дача. «Том Сойер Фест» прошел в Калуге большой путь: много домов восстановлено, один из них был разрушен. Сделано много организационных выводов, совершено много достижений и ошибок. Фестиваль здесь уже зрелый.

С 2018 года все сезоны фестиваля в Калуге проходили на улице Рылеева. Это одна из немногих улиц в городе с полностью сохранившейся исторической застройкой. Четыре дома на улице восстановлены «Том Сойер Фестом», еще один, нежилой, мы привели в порядок маленьким активом, и один отремонтировали сами собственники. Осталось восстановить еще четыре дома – один, скорее всего, возьмем в этом году. После того как мы закончим всю улицу, есть мысль обратиться к городской администрации с предложением, чтобы они бесплатно выделили кровельщиков, а мы бы нашли средства на материалы и заменили крыши на всех домах на улице.

Я не участвовал в восстановлении объекта, который снесли, поэтому не могу прокомментировать эту ситуацию. Было много ошибок с разных сторон – и случилось то, что случилось. Мне кажется, в Калуге этот дом стал громоотводом. Ходили слухи, что улицу Рылеева планировали зачистить от старой застройки, а теперь ее не трогают.

Первый дом на улице Рылеева был сделан очень красиво. Это дом-музей, собственник собирает там предметы быта и интерьера 19 века. Сезон прошел с большим воодушевлением – и дом замечательный, и хозяин, и с погодой нам тоже повезло. Этот объект стал якорным: люди увидели, как может быть красиво, и фестиваль пошел по накатанной. Мы начали общаться с жителями улицы, знакомиться, они делились с нами своими историями и проблемами.

В следующем году было сделано еще два дома. Ошибкой стало то, что мы решили зачищать краску до чистого дерева там, где она крепко держалась. Так делать не нужно. Из-за этого, а также из-за дождливой погоды работы затянулись до осени. Параллельно договорились с собственниками одного из домов, что они сами отремонтируют свой фасад. Это не была их инициатива, я предложил им попробовать. Сказал, что нас мало, мы не можем охватить все. Дали им инструмент под честное слово, показали, как им пользоваться, и они очень бодро начали все делать. Работала вся семья, сделали фасад и боковую стену. Получилось хорошо.

В 2020 году мы взяли небольшой дом по соседству. В тот момент в нашей команде был координатор Сергей Колоболоцкий, художник-реставратор, краевед, собиратель традиций. Нам очень пригодился его опыт. Работы завершили за полтора месяца, но хотелось сделать что-то еще. Мы решили привести в порядок бесхозный дом. Он принадлежит управляющей компании, в нем никто не живет, он отрезан от электричества. Я позвонил в управляющую компанию, рассказал, что мы красим дома, и спросил, можем ли мы покрасить фасад. Мне сказали: «Пожалуйста». Никакой официальной бумаги подписать не удалось, было только устное разрешение. После покраски фасада на примыкающую стену мы повесили рамочки, куда вставили непромокаемые картинки с видами старого города.

«Теперь тут можно снимать кино»

В этом году возьмемся за новый дом с новым координатором. В Калуге нет постоянной команды. Костяк есть, но не все из этих людей участвуют каждый сезон: кто-то приходит, кто-то исчезает. Мы все очень разные. Зато у нас есть постоянная улица, где нас знают и любят. Процесс уже запущен и налажен, что делать — понятно, поэтому, мне кажется, координатором здесь может быть кто угодно, кто небезразличен к старым домам и старому городу.

Мы уже сделали значительную часть улицы, это единый ансамбль, а не отдельные объекты, стоящие в окружении современных зданий. Я считаю, это правильно. Теперь тут можно снимать кино.

Все дома достойны преображения. Например, если рядом с домом XIX века стоит послевоенный деревянный дом, с простыми наличниками, важно привести в порядок весь ансамбль, чтобы вся улица была красивой.

«Не требовать, не давить, но направлять»

«Том Сойер Фест» — это как вспышка, которая непременно вызывает ответную реакцию: позитивную, негативную, разную. Когда есть статика, а потом происходит действие, люди начинают об этом говорить. Большинство собственников хотели бы, чтобы кто-то пришел и так же привел в порядок их дом, как это делает фестиваль. Когда они видят как мы быстро и красиво преображаем фасад – в глубине души они хотят, чтобы их дом выглядел так же. В этот момент важно с ними поговорить и понять, способны ли эти люди что-то сделать сами. В Калуге дома небольшие, в них обычно 1-2 собственника, поэтому договориться проще, чем в городах, где «Том Сойер Фест» восстанавливает дома на несколько семей.

Когда делаешь фестиваль, важно подружиться с теми, кто вокруг. Не стать закадычными друзьями, а просто общаться. И в какой-то момент в разговоре спросить: «А не хотите ли сделать так же?» Если в доме живет старенькая бабушка, которая хочет сделать так же, но не может, можно сказать: «Ладно. Придем к вам в следующем году и сами все сделаем». А если жильцы в силах что-то сделать самостоятельно – не требовать, не давить, но направлять. В людях много скрытых сил, они сами не знают, что могут. Люди советской закалки умеют работать сами. Они все ходили на субботники, и с ностальгией вспоминают те времена, когда все было чистенько, аккуратненько и они были молоды. И если это чувство ностальгии разжечь – они могут включиться и очень сильно помочь. Их не нужно заманивать на фестиваль концертами или йогой.

Соседская зависть как драйвер изменений

В 2019 году я нашел компанию, которая занимается покраской фасадов, и привлек их к фестивалю. Мы выбрали дом, и компания покрасила его бесплатно. Мы предлагали сделать то же самое с соседним домом, но из него вышла женщина, которая сказала, что не верит в наши сказки, а бесплатный сыр — только в мышеловке. Но увидев результат у соседей, она поняла, что наши намерения серьезны. Рассказала, что в этом году они собираются менять фундамент, хотят снести старое крыльцо и обложить его кирпичом. Тут пришлось проявить чудеса дипломатии. Была проведена не одна беседа о том, что дом имеет открыточный вид, и так делать нельзя. В результате нам удалось уговорить собственников сохранить крыльцо и самостоятельно покрасить фасад. Получается, люди по-хорошему позавидовали, что соседний дом стал красивым, и решили что-то сделать самостоятельно. Мы их просто направляли, давали советы, помогли с выбором цвета. Получилось не хуже, чем дом, который красил спонсор.

Похожая ситуация произошла на другой улице, где дом был приведен в порядок нашими силами. Хозяин соседнего дома сказал: «Мне помогать не надо, я все оплачу, вы только найдите мне хорошую бригаду». Мы нашли, и он остался очень доволен результатом, ходил, улыбался.

Мы помогли жителям еще нескольких домов: предоставили строительные леса, краску, где-то работали руками, красили. Получается, мы помогаем людям восстанавливать дома самостоятельно. Думаю, по такому пути надо идти в каждом городе. Потому что мы не можем охватить все – мы устаем, мы выгораем. Зато мы можем учить собственников заботиться о своих домах. Может быть, не получится, но пока не попробуешь – не узнаешь.

Текст: Алина Коленченко

Интервью опубликовано в рамках проекта, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

←в раздел «Интервью»