«Зацикливаться на восстановлении домов как-то тесно»: «Том Сойер Фест» в Астрахани

 118

Фестиваль в Астрахани успел поработать над двумя домами и провести кампус, в рамках которого местные жители и участники других городов исследовали идентичность армянской слободы. Как признается его координатор Арина Емелина, на обоих объектах еще есть, что доделать, но оценить эффект фестиваля и порадоваться позитивным переменам уже можно. Мы поговорили с ней о том, как астраханский «Том Сойер Фест» решил двигаться в сторону популяризации наследия, о «сломе системы» в реализации социальных проектов, и почему, восстанавливая дом, не нужно делать все идеально.

«Чисто астраханская тематика»

Я не коренная астраханка, но это мой родной город. Мне нравится атмосфера, которая царит в Астрахани благодаря истории города и национальностям, которые здесь проживают. За счет этого в городе неповторимая колорит, который присущ историческим зданиям и территориям. В 2019 году я привезла сюда «Том Сойер Фест», потому что мне было очень грустно и больно смотреть на то, как разрушаются здания. Точнее, не на здания, а на то, как к этому относятся люди, которые думают, что они не в силах остановить этот процесс, что этим должна заниматься администрация. «Если разваливается – пусть, значит, судьба такая». Мне хотелось, чтобы люди начали ценить историю.

У нас получилось восстановить два объекта, но, к сожалению, пока не до конца. Первый — дом хирурга Карибьянца, второй, который находится буквально через перекресток – дом писателя и журналиста Цейхенштейна. Как мы выбирали эти объекты – интересная история. Зимой мы с Сашей Горюновым, который вместе со мной запускал фестиваль, обошли весь центр города и не только. Было очень холодно. В какой-то момент мы наткнулись на ансамбль Евангелическо-лютеранской церкви. Мы вспомнили историю этого района и поняла, что это чисто астраханская тематика: когда в армянской слободе находится лютеранская церковь, а рядом еще и персидская. Нам захотелось привлечь внимание к этим памятникам и провести фестиваль на объектах исторической застройки рядом, которая не имеет охранного статуса. Так и случилось. Медленно, но верно мы идем к своей цели, и спустя два с половиной года видим результат: интерес у астраханцев к этой территории возрос, больше людей стали приходить сюда гулять, гиды начали проводить здесь экскурсии, люди фотографируют здания и наши объекты. Не смотря на то, что не все получилось с технологической, реставрационной точки зрения, и остались недоделки, я могу сказать, что результат хороший.

«Не ожидали, что будет столько работы»

Есть много причин, почему мы не завершили работы. Одна из них – это наш климат. Мы находимся на юге, и, кажется, что у нас есть чуть ли не круглый год, чтобы восстанавливать дома. Но стоит сделать оговорку: у нас бывает очень жарко, просто до невозможности. Приглашать волонтеров на леса, когда +35 градусов в тени – не очень хорошо. Можно сказать, это даже противоречит идеологии фестиваля, ведь людям становится некомфортно. Когда во многих городах начинается сезон фестивалей, у нас начинается сезон жары.

Второе, с чем мы столкнулись – мы не ожидали, что в маленьком доме будет столько работы. Он одноэтажный, ничего не разрушается, ничего не накренилось, но, оказалось, делать надо много. Мы отремонтировали цоколь, благодаря фонду «Внимание» поменяли кровлю, покрасили, сделали арт-объект. Но, зачастую, главная проблема была в том, что люди не приходили. Партнеры отказывались нам помогать. Так было с наличниками. Сначала одни ребята сказали, что помогут, а потом отказались. Другие, третьи… Либо предлагали очень высокую цену. На один небольшой дом собрать чуть больше ста тысяч было нереально. Точнее, нам почему-то так казалось. Только недавно мы нашли мастера, который согласился помочь нам с наличниками. На ход работ на втором объекте повлияла пандемия. Хотя у нас был кампус, и я считаю, что в 2020 году мы очень выросли.

Нам неимоверно повезло с собственниками объектов. Жители – просто чудесные. Они нас кормили грушами, всем, что у них растет во дворе, постоянно нам помогали. Это то, что отличает наш объект: сами жильцы хотели сохранить ту красоту и историю, в которой они проживают. У второго объекта тоже чудесный хозяин. Он мог рассказать историю квартала лучше, чем местные гиды. Когда мы задавали ему вопросы, его было не остановить.

«Решили сломать систему»

После первого сезона мы начали проводить «разбор полетов», думали о том, что пошло не так: почему у нас так мало людей, почему от нас отказывались партнеры, почему, в конце концов, мы просто не закончили объект. Пришли к выводу, с которого все начиналось: что сами жители не видят ценности в историко-архитектурной среде.

Мы захотели сломать систему: решили, что нужно проводить обучение в креативном и увлекательном формате. И решили повести кампус. У меня получилось выиграть грант на форуме «Таврида». Суть кампуса заключалась в том, что мы приглашали астраханцев и ребят из других городов исследовать идентичность армянской слободы. Ребята разделились на четыре трека, которые представляют собой разные методы исследования городской среды: с помощью фото, видео, аудио и карт. Я пригласила координаторов из других городов: Катя Овчаренко из Самары отвечала за фотографию, Влад Швец и Настя Еременко из Сергиева Посада отвечали за видео и аудио, Саша Савичев из Сысерти – за карты. Я предварительно написала методологию, рассказала ребятам, в чем суть, и мы приступили к действию. Начали созваниваться в Zoom, я переживала, что у нас ничего не получится, казалось, что дистанционная работа не может быть продуктивной. Но потом ожидания взлетели до небес. И все у нас получилось. Участники действительно поняли нашу слегка «ненормальную» историю, как можно исследовать исторические территории, как можно считывать культурные коды, закономерности и идентичность города. Подразумевалось, что ребята исследуют район, и сделают собственные небольшие проекты по развитию территорий. Это могло быть что угодно: от выставки до открытия кафе. Ребята сделали аудиоресурс, сделали прогулку, сделали фильм – то есть, никаких творческих рамок не было. Сами идеи рождались в процессе исследования. То есть, нельзя было приехать в Астрахань и сказать: я давно хотел сделать выставку. Нужно было ,прежде всего, проверить на практике, нужна ли эта выставка, и если нужна – то какая. Когда ребята гуляли, смотрели на памятники, фотографировали людей, они очень легко считывали местный колорит, и потом рассказывали друзьям, коллегам, родственникам. Получилось, как сказал Андрей Кочетков : Астрахань в 2020 стала центром туризма, не смотря на то, что доехать до нас достаточно тяжело по сравнению с другими городами.

Благодаря тому, что мы восстанавливали объекты и проводили кампус, астраханцы начали больше говорить о городе. Причем, говорить не только о его проблемах, но о его красоте и атмосфере. Это заметно в соцсетях.

Мы немного сломали систему, как могут реализовываться социальные проекты в Астраханской области. Если смотреть через призму молодежной политики, то у нас чаще всего бывает так: есть какое-то федеральное сообщество, есть ТЗ по Москве, и его ссылают на регионы – ребята, будьте добры, выполняйте. Мы показали, что, прежде всего, надо решать проблемы, которые есть в городе. То есть, в Омске или Самаре – свои проблемы, а у нас их может не быть, или, возможно, они не первостепенные. Мы показали молодежи, что нужно обращать внимание на то, что «болит» у города в первую очередь – и «лечить» это. С нас некоторые берут пример – это так. Даже если кто-то не приходил к нам волонтерить, но читал о нас в соцсетях – это все равно откладывается в памяти. Я вижу, как у людей, пускай немножечко, но поменялся взгляд.

Ну, и конечно же, итог фестиваля – это дружба и любовь. Да, у нас были такие истории. Очень здорово быть частью того, как у людей меняется жизнь.

«Говорить о том, что нужно реставрировать здания – слишком примитивно»

Как я уже говорила, я не сторонник того, чтобы какая-то практика применялась в каждом населенном пункте. Не смотря на то, что на «Том Сойер Фесте» мы по сути занимаемся одним и тем же, у каждого фестиваля есть своя история, свои сильные стороны и своя атмосфера. В какой бы город ни приехал – всегда увидишь что-то новое. В Астрахани мы не можем похвастаться, что применяем какие-то супер-реставрационные технологии, но у нас очень хорошо выходит заниматься просветительской деятельностью и культурно-массовыми мероприятиями: нести в народ, что наш город уникален, и нужно продолжать его любить несмотря на грустные истории, которые порой случаются. Думаю, со временем это перерастет во что-то большее, потому что мы с каждым годом приобретаем новые навыки. Сейчас мы поставили небольшую паузу, потому что все очень заняты. Я вижу, что в будущем мы будем делать упор на переосмысление наследия, продвижение его ценности – именно астраханского. Эта идея возникла во время проведения кампуса: говорить о ревалоризации наследия, учитывая, что в Астрахани складывается не лучшая ситуация с памятниками архитектуры и рядовой исторической застройкой. Говорить самыми разными средствами – это могут быть лекции, мастер-классы, мероприятия. Говорить не о том, что нужно реставрировать здания – это слишком примитивно, а о том, что, например, не обязательно восстанавливать здания в первозданном виде – можно сохранить наслоение эпох, приобретенные зданием болевые точки. Это как раз то, что очень нравится туристам, и самим астраханцам.

В первом сезоне фестиваля я стремилась к тому, чтобы привести здание в опрятный, вылизанный вид, чтобы оно выглядело так, как раньше – тот же самый цвет, все детали поставлены на свое место. Но потом мы поняли, что людям нравится «состаренность». Частая практика -отреставрировать здание так, чтобы оно выглядело чуть ли не как новодел. Но при этом теряется атмосфера. Да, ты восстановил, потратил кучу средств, но человек, который видит это здание впервые, он может подумать, что это – современная постройка, которую стилизовали под историческую. Конечно, это мой художественный вкус, но я считаю, что он оправдан за счет многочисленных наблюдений.

«Нужно себя вовремя одернуть»

Моей главной ошибкой было контролировать абсолютно все и брать на себя большое количество задач. Потому что можно столкнуться с выгоранием, хотя оно, конечно, излечимо. Не повезло, что не было желающих влиться в состав координаторов. Да, были ребята, которые какие-то время помогали, но они уходили: появилась работа, девушка, еще что-то. Видимо, это я такая ненормальная, ставлю свои интересы на более дальнее место по сравнению с фестивалем. Понимаю, что задачи нужно делегировать, но пока делегировать особо некому. И еще есть страх, что дашь кому-то попробовать, и что-то пойдет не так. Я очень хочу, чтобы у нас была большая команда, но пока мы к этому не пришли.

Чтобы не перегореть, нужно в самом начале дать себе понять, что у тебя есть и другая жизнь. Ведь фестиваль – это не единственный твой интерес. Я, например, забросила танцы, и очень пожалела об этом. Нужно вовремя себя одернуть, чтобы кто-то сказал: пожалуйста, не будь таким сумасшедшим. Еще выгорание случается, когда ты вложил очень много сил, и это не оправдалось. Это просто нужно перебороть. Вначале пути всегда очень сложно.

До того, как начать фестиваль, я училась в институте на архитектора. Когда в моей жизни появился «Том Сойер Фест», я поняла, что мне нравится и в профессиональной, и в общественной жизни, сама модель организации социальных инициатив. Я перестала сомневаться. Теперь вектор четко направлен в нужную сторону.

«Важно показывать людям не уникальность домов, а уникальность самих себя»

Думаю, многие города понимают, что зацикливаться на восстановлении домов как-то тесно, и нужно выбирать свой сценарий. Скажем так, у вас есть starter pack: вы можете восстанавливать дома и проводить культурные мероприятия. И когда вы проведете первый сезон, вы поймете, куда двигаться именно в вашем городе. Никто не запрещает двигаться куда-то шире. Как говорил Андрей, я надеюсь, что однажды мы начнем выкупать памятники архитектуры, и их спасать. Тут море возможностей, нужно просто понять городскую повестку, и силы команды.

Тому, кто только собирается запустить фестиваль, я бы посоветовала не брать на себя сразу все и присматриваться к людям: обращать внимание на то, что нравится волонтерам, чтобы они остались. Координатор должен быть наблюдателем. Важно находить индивидуальный подход не только к зданиям, но и к людям. Если мы будем подчеркивать свою индивидуальность, то обязательно получится это сделать и с городской средой.

Думаю, в будущем люди поймут, что наше наследие составляет не только Кремль и Храм Василия Блаженного, а средовая застройка. Не нужно стремиться быть похожими на кого-то, нужно искать самих себя. И важно показывать людям не уникальность домов, а уникальность самих себя. Развитие и изменения начинаются с человека: если он сам в себе не разберется, то он не сделает мир лучше.

Текст: Алина Коленченко

Фото: Петр Анисимов

Интервью опубликовано в рамках проекта, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

←в раздел «Интервью»