«Фестиваль нужен всему миру. Без шуток!» — Волонтеры «Том Сойер Феста» делятся впечатлениями

 56

Координаторы «Том Сойер Феста» часто говорят, что главное на фестивале – не дома, а люди. Мы решили поговорить с теми, без кого проект не мог бы состояться – с волонтерами, которые приводят дома в порядок, доказывая, что любить город можно не только на словах. Как видят миссию «Том Сойер Феста» люди, которые приходят поучаствовать в работах, и что они уносят с собой с площадки? Волонтеры фестиваля из разных городов рассказали нам о ярких моментах и разочарованиях, влиянии проекта на город и на них самих, и дали советы координаторам.

Эмиль Сайфуллин, Тюмень

Я родился в Янгиюле – это маленький город близ Ташкента, но с четырёх месяцев живу в Тюмени — городе моей семьи и моих друзей. Тюмень в 2021 году — уверенно развивающийся региональный центр с неспешным укладом и человекоразмерным характером. Посетившим наш город впервые я бы показал круглую баню — единственный памятник эпохи конструктивизма, который в ближайшем будущем преобразуется в планетарий, экопарк «Затюменский» — бывшую лыжную базу, экспериментальный дом, который в народе называют «муравейник». Так же показал бы по счастью уцелевшие мозаичные панно, образцы архитектурного модерна, как деревянного, так и каменного, противоположный основному берег, у которого ещё можно заприметить уточек, уникальный чайный клуб, аутентично исполненный японский сад. Немало всего!

Я узнал о фестивале от знакомых в тусовке «Никто не спит» — местного книжного магазина. Принял участие во многом из-за своего неравнодушия к наследию как таковому: всё течёт неразрывно.

Один из самых ярких эпизодов на фестивале — смена, когда пришли папы и их дети, с которыми мы в числе прочего расписывали фигурки. Особенная ценность заключалась в ощущении того, что родители могут быть не столько наставниками, сколько просто спутниками, сподвижниками. На фестивале мне понравились люди и их со-участие и со-единение. Ты приходишь и видишь Л-Ю-Д-Е-Й — без рамок профессии, возраста, социально-культурного статуса и опыта. Всё напускное превращается в пыль.

Мой совет координатору фестиваля укладывается в три заповеди: покажи, накорми, дай задачу по душе и по силам.

На мой взгляд, миссия «Том Сойер Феста» — демонстрация альтернативных способов социализации на основе нехитрых инструментов, во всех смыслах, и инклюзивного подхода. Это история о человеке, его природе и его возможностях. Это история про выбор и многообразие. Это история про ответ и ответственность. Фестиваль нужен всему миру. Без шуток! С площадки я унёс с собой радость простых открытий, техническую грамотность и любовь, которую разливаю до сих пор. Надеюсь, смогу и дальше работать на обеих площадках — в прошлом году фестиваль начал работу в селе Ембаево. Очень хочется снова украсить дом памятным изображением — одно из моих проявлений в рамках второго сезона.

На фотографии — диптих, появившийся, когда мы решили заполнить пустоты, со временем образовавшиеся в оконных проёмах: фрагмент стихотворения и образ взросления — маленький Том превращается в пожилого, но не теряет искорку в глазах, он по-прежнему готов запустить воздушного змея. Всё исполнено одной кистью и фасадной краской, которая использовалась в работе с наличниками, будто бы сам дом говорит с прохожими через это изображение.

Андрей Бондаренко, Клинцы

Клинцы – это полумертвый город. Здесь люди не мечтают, думают лишь о том, как прожить от получки до получки. Сюда никто не приедет жить – в Клинцах будут жить только те, кто здесь родился. Тому, кто впервые оказался в городе, я бы показал «Трудок» (Стадион «Труд» — Прим.авт.) — он еще сохраняет атмосферный облик заброшенного советского стадиона, переносит от условной современности в советскую эпоху.

Я решил поучаствовать в фестивале, потому что обожаю бескорыстные, общественно полезные движухи. «Том Сойер Фест» помог мне вспомнить полезные в быту навыки: как наносить ту же краску без подтеков. Впервые поработал со строительным феном, когда снимал старую краску – это интересный опыт. Еще я убедился, что есть люди, которые хотят заниматься подобным: делать что-то во благо улиц города. Есть такой стереотип — не работать забесплатно, в маленьком городе он особенно силен. И то, что нашлось немало людей, которые согласились потрудиться на фестивале, меня удивило.

Та атмосферу, которую создали координаторы фестиваля на рабочей площадке, очень радовала. Они умеют наладить контакт с людьми. Личность организатора – это самое важное в проекте. Сколько бы в тебе не было альтруизма, он ломается, если ты видишь организатора, которому наплевать на тебя. Хороший координатор обязательно подойдет и спросит, устал ли ты. Даже когда ты не устал, это все равно приятно.

Во втором сезоне я был разочарован тем, что количество участников не увеличилось, не смотря на то, что дом находится в очень людном месте. Мне не понравилось, что нет притока новых лиц. Кажется, можно уделить больше времени рекламе фестиваля, но в маленьком городе о нем уже и так все знают. Поэтому, не понятно, как вовлечь новых людей.

Еще очень неприятно, когда прохожие дают советы, которых ты не просишь. Прохожий видит здоровенный баннер с информацией о фестивале, видят работающих людей, но все равно считает нужным их отвлечь поверхностными расспросами: кто нам платит, не Госдеп ли?

Результат фестиваля очевиден – два дома стали выглядеть лучше. Изменилось ли что-нибудь в людских душах? Не знаю. Думаю, главная задача подобных проектов – пробудить любовь к тому, что имеешь. Не могу сказать, что это получилось. Люди сказали: да-да, молодцы. Но это все пустые разговоры. Мне кажется, двух сезонов недостаточно, нужно проводить фестиваль минимум лет пять, чтобы люди начали по-другому смотреть на город.

Юрий Порфирьев, Астрахань

Я родился в городе Камызяк – это практически Астрахань. Переехал сюда в связи с учебой. Сейчас Астрахань похорошела. Конечно, можно упомянуть много проблем, связанных, например, с собаками, с благоустройством, но в целом, город становится лучше и комфортнее. Тому, кто приехал сюда впервые, я бы показал не главные достопримечательности, которые все знают, а историческую часть города. У нас есть армянская слобода – очень атмосферный райончик с одноэтажными купеческими домами. Я советую его посетить всем туристам, сразу после кремля, ради которого они приезжают.

О фестивале я узнал давно, из новостей в интернете. Подумал: ничего себе, какие крутые инициативы создаются. Мне казалось, что это какая-то иностранная, европейская интеграция, но нет, это что-то российское. Вау! Я сразу добавил Андрея Кочеткова в друзья. В прошлом году нам удалось познакомиться лично. Потом я узнал про астраханское отделение, координатором которого стала моя близкая знакомая. И впоследствии я сам присоединился к движению, потому что мне близко делать что-то на благо общественности.

Мне очень нравится сама атмосфера фестиваля, когда приходит много людей в какой-нибудь солнечный субботний денечек. Один за другим приходят и помогают, когда мы совместными усилиями восстанавливаем домик — это круто. И хотя работа достаточно монотонная, она очень классно разбавляется разговорами. Но, конечно, были моменты, когда мы с координатором, Ариной, работали вдвоем, потому что больше никто не пришел.

Астрахань – очень исторический город. По моему мнению, главной изюминкой у нас являются купеческие дома. На мой взгляд, миссия «Том Сойер Феста» заключается в том, чтобы восстанавливать вот это историческое наследие. Одна из проблем Астрахани – это обветшание и разрушение исторических зданий, за которыми часто не следят сами жильцы. Поэтому, как говорится, кто, если не мы. Фестиваль нужен Астрахани, потому что для него здесь есть куча работы. Надеюсь, мы хотя бы как-то сможем исправить эту ситуацию с обветшанием.

Трудно сказать, как фестиваль повлиял на город. Мы, конечно, ведем агитационно-пропагандистскую работу, но я бы не сказал, что «Том Сойер Фест» что-то сильно изменил в Астрахани. Это можно сказать, например, про Самару. Я там был, видел улицу с несколькими восстановленными домами, влияние фестиваля там чувствуется. Но в Астрахани мы пока этого не достигли. Думаю, все впереди, все наладится. «Том Сойер Фест» объединяет незнакомых людей, и в перспективе – не могу сказать, что весь город будет сплочен, но какая-то часть жителей – точно.

Для меня является важной работа на общество – чтобы всем вокруг становилось хорошо, хотя бы немного. И «Том Сойер Фест» — такая штука, которая направляет мой альтруистический пыл в нужное русло. Казалось бы, вечером после работы хочется полежать дома, но нет: ты идешь на объект, и вроде бы работаешь, но в то же время отдыхаешь. Вот такой парадокс, который мне очень нравится.

Текст: Алина Коленченко

Интервью опубликовано в рамках проекта, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

←в раздел «Интервью»