«Зачем красить дом соседу»: «Том Сойер Фест» в Холуе

 62

В село Холуй Ивановской области фестиваль пришел вместе с Оксаной Баклушиной. Влюбившись в место с богатой историей и традициями, они с мужем купили здесь дом, а теперь пытаются развивать потенциал места и вовлекать в это дело жителей села. Как признается Оксана, фестиваль в Холуе пока не прижился полностью, но видимые результаты уже есть. Мы поговорили с ней о том, как поверить в место, и возможно ли вдохновить других на изменения.

«В каждом доме здесь живет художник»

Южский район Ивановской области, где расположено село Холуй, можно назвать рекреационной зоной. Здесь нет крупной промышленности, а прямо за селом начинается боброво-выхухолевый Клязьминский заказник. Здесь много озер, из-за этого Южский район называют маленькой Карелией, а Холуй — маленькой Венецией, но я не люблю подобную игру с топонимами, ведь каждое место — особенное.

В Холуе в каждом доме живет художник. Этим село уникально: в каждом доме находится мастерская, где люди творят, где происходит волшебство и таинство. Кто-то пишет миниатюры, кто-то расписывает шкатулки. Но чтобы познакомиться с местными жителями, нужен проводник. У меня сложилось впечатление, что люди здесь живут достаточно закрытой общиной.

Первый раз я оказалась в Холуе благодаря подруге, вместе с которой изучала народные промыслы в Шуйском педагогическом университете. Она пригласила меня на Тихвинскую ярмарку. Когда мы с мужем приехали в село, то сразу в него влюбились. Вскоре мы купили здесь дом, и теперь мы дачники.

Хочется преображать место в котором живешь, чтобы оно было красивым. И еще хочется, чтобы люди отсюда не уезжали. Молодежи в селе мало, работы нет, развлечься негде. Но зато есть детский сад, школа и филиал «Высшей школы народных искусств», здесь можно получить среднее профессиональное образование по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам. Мы бы не стали покупать дачу в селе, которое умирает, где почти нет местных жителей. Еще для меня важно, что это место с историей, здесь есть действующий храм, минимальная инфраструктура — почта, магазины.

«Вдоль дорог стоят монстры Франкенштейна»

От Иваново до Холуя — сто километров. Когда едешь, наблюдаешь картину, как люди делают ремонт своими силами: снимают наличники и зашивают фасады сайдингом. Весь декор — светелки, лобовая доска — оказывается утрачен. У наших предков был вкус в архитектуре, даже если это маленький дом в три окошка. А теперь вдоль дорог стоят монстры Франкенштейна. Под впечатлением от увиденного мы и начали проводить «Том Сойер Фест».

Люди встретили фестиваль настороженно, а об окончательном принятии говорить еще рано. Я слышала, что малые территории принимают инициативу в течение пяти лет. Прошло всего два, так что будем ждать и надеяться. Главный вопрос, который возникает у жителей: «Зачем я приду красить дом соседу, если у меня такой же дом?» Людей не заставишь бросить свои дела и грядки.

«Пошла красить дом чужим людям»

Целью нашего фестиваля было показать, что, ремонтируя дом, не обязательно все зашивать в пластик. Покраска — это не так долго и не так сложно, как кажется. Зато дом будет выглядеть намного эстетичнее, оставаясь таким, каким его задумал строитель. Мне кажется, люди разочаровались в краске после того, как столкнулись с некачественными материалами. Когда покрасили фасад, а на следующий год он выцвел, конечно же, руки опускаются. Еще до начала фестиваля мы покрасили свой дом в голубой цвет. И некоторые из соседей тоже захотели покрасить свои дома. Люди смотрят друг на друга, хотят, чтобы у них было не хуже, но пока массового эффекта от фестиваля не случилось. Зато есть частные случаи. Например, хозяева одного из домов вернули на фасад наличники, теперь он очень красивый.

В селе есть проблема с волонтерами. Поэтому мы договариваемся с хозяевами дома, чтобы они брали часть работ на себя. Иногда мне говорят, что я занимаюсь ерундой, раз пошла красить дом чужим людям. В селе нас считают городскими, которым нечего делать, некуда девать деньги, или просто сумасшедшими. Конечно, такие вещи редко говорят в глаза, но это чувствуется.

Костяк нашего фестиваля состоит из двух жительниц села, моего мужа и брата. Их поддержка меня заряжает. Ведь иногда опускаются руки. После первого сезона я долго восстанавливалась. Наверное, нельзя все пропускать через себя. Фестиваль живет своей жизнью, а ты должен жить своей, их не нужно слишком сильно смешивать.

Я ожидала, что сезон 2020 года пройдет на подъеме, но ситуация с коронавирусом перекроила планы. Как и везде, в нашей области ввели режим повышенной готовности. В июне мы аккуратно повесили баннер, и после этого в полиции появилось заявление о том, что у нас проходит открытие фестиваля, когда все должны сидеть дома. Мы ездили давать объяснения: все открытие заключалось в том, что мы вдвоем вешали на забор баннер. Весь сезон мы осторожно работали командой из нескольких человек.

Потенциал места и привычка благодарить

Считаю, что потенциал у места большой, но жителям сложного в него поверить, и в себя тоже. На неформальных встречах представители сельской администрации спрашивали нас: «Вы-то зачем сюда приехали?» А я не знаю, что на это сказать. Начать объяснять, что у этого места уникальная история, архитектура, традиции? Конечно, люди этого не замечают, когда постоянно заняты добыванием денег, чтобы закрыть первичные потребности. Поэтому рождаются слухи, что мы на фестивале зарабатываем деньги. Они не могут поверить, что мы делаем это из любви к месту. Как-то я зашла на фабрику холуйской миниатюры, хотела договориться о производстве сувенирной продукции для фестиваля. В конце разговора хозяин фабрики спросил: «А зачем вам это надо?» Хотя, кажется, он как никто должен понимать, что нужно привлекать туристов, развивать потенциал места.

Как-то мы спросили волонтеров, почему они к нам приходят. Они ответили, что никогда не слышали столько добрых слов. А мы говорили им самые обычные вещи. Мне кажется, люди отвыкли благодарить друг друга, относиться друг к другу с добром. Я считаю, что в маленьких городах и селах нужно видеть ценность в каждом человеке. Здесь любой важен.

Текст: Алина Коленченко

Интервью опубликовано в рамках проекта, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

←в раздел «Интервью»