«Мы очень заметные. Но и огребаем мы по полной»: «Том Сойер Фест» в Самаре

 92

Этим летом в Самаре разворачивается седьмой сезон фестиваля восстановления исторической среды. Как идут дела у «Том Сойер Феста» в городе, с которого все началось? Мы поговорили об этом с координатором, местным партнером и человеком, который придумал фестиваль.

Петр Якубсон, волонтер «Том Сойер Феста» в Самаре с 2017 года, в этом году координирует фестиваль

Город Самара пережил Чемпионат мира по футболу, что достаточно благотворно сказалось на нем: многие фасады на туристических маршрутах привели в порядок. Но эффект чемпионата постепенно уходит. Он затронул большие, презентабельные каменные дома. А деревянную Самару в историческом центре сделали «для галочки»: дома были покрашены, но однотипно из-за скорости и из-за сроков.

Сейчас, если говорить про 2021 год, есть тенденция избавления от ненужных, с точки зрения властей города, построек. По окончании зимы резко активизировались снос и поджоги домов. Так что в этом плане обстановка сейчас тревожная. Мы даже мониторим сайт госзакупок, потому что там выкладываются контракты на снос.

С другой стороны, с прошлого года у нас резко увеличился приток туристов. Я знаю об этом, так как работаю гидом-экскурсоводом. Из-за закрытых границ люди начали изучать Россию. К нам приезжает много гостей из столицы, Санкт-Петербурга, которых в хорошем смысле впечатляет большое количество кварталов с исторической застройкой, где ты будто попадаешь в декорации исторического фильма. Может быть, из-за этого у нас «Том Сойер Фест» и зародился. Понятно, что это достаточно редкое явление, такая сохранность исторической застройки.

Как только я узнал, что в Самаре намечается «Том Сойер Фест», мне сразу захотелось принять участие, но в первые два сезона я как-то не дошел. А потом стал участвовать каждый год.

Седьмой сезон – это некий вызов.

Этот сезон – очень нестандартный для фестиваля. Мы делаем резиденцию — помещение для себя. У нас в городе освободилось здание общежития института культуры, и там решили сделать пространство под названием «Самарские мануфактуры», где разместятся творческие объединения, мастерские. И первым резидентом «Самарских мануфактур» стал «Том Сойер Фест». Нам выделили помещение, которое мы сейчас ремонтируем. Так что в этом году мы занимаемся не работами на фасаде, а внутренней отделкой. А это абсолютно другой тип работ, к чему многие волонтеры оказались не готовы. Тут нужны умелые руки, которые знают, как делать полы, штукатурить и так далее. До этого на фесте все, в основном, шкурили да красили. Так что седьмой сезон – это некий вызов.

Не смотря на то, что фестиваль стартовал в 2015, далеко не все горожане о нем знают. Я сужу по своим экскурсиям, где спрашиваю людей, и для многих «Том Сойер Фест» оказывает в новинку. Сейчас на фестиваль стали приходить очень молодые люди, школьники – это радует. Так что проект не стал рутиной в глобальном смысле. Но для «старичков», для бывалых участников, может быть, и стал. Те, кто ходит с первого сезона, передружились, перезнакомились, грубо говоря, сложилась тусовка, и их уже больше привлекает общение, нежели покраска. У нас есть чатик для старожилов, где все общаются, но чтобы все были на площадке – такого я не видел.

Фестиваль в Самаре трансформируется, находятся новые способы, как мы можем себя проявить и улучшить ситуацию с исторической застройкой. В этом году у нас появится постоянное представительство, мастерская по восстановлению деревянных элементов. Там не просто будут работать профессионалы – там будут обучать людей.

Давление на исторические деревянные здания усилилось, и с тех домов, которые нельзя спасти, мы будем снимать наличники и другие элементы деревянного декора. Этот проект будет называться «Экспедиция». Потребуется массовое участие волонтеров для обхода города. Это будет капитальный осмотр, документирование, фотофиксация. (На момент публикации проект по мониторингу исторических домов Самары, которые планируется снести до 2025 года, уже стартовал. Итогом исследования должна стать программа с четкими списками объектов и рекомендацией действий, которую организаторы планируют обсудить с властями. - Прим.авт.)

С первого сезона и до сих пор продолжается создание арт-объектов, которые украшают город. Они разные: рисунки, инсталляции. В этом сезоне мы будем доводить до ума стену с почтовыми ящиками. (Подробнее об арт-объекте «Птичий квартал» мы поговорили с его автором Андреем Сяйлевым. – Прим.авт.) Арт-объекты, конечно же, притягивают туристов, но я считаю, что они в первую очередь должны воспитывать, доносить послание людям через искусство. И это получается.

Когда ты что-то делаешь в городе своими руками, ты расширяешь зону своего влияния.

С моей точки зрения, сейчас цель «Том Сойер Феста» — это воспитание. То есть, не взять и покрасить что-то конкретное, а внедрить какие-то идеи в головы большого количества людей.

Я не особо слежу за тем, что происходит в других городах, и не знаю, ощущают ли там участники фестиваля что-то похожее: когда ты что-то делаешь в городе своими руками, ты расширяешь зону своего влияния. Ты воспринимаешь город как свое пространство. Обычно человек так пространством свою квартиру, свое парковочное место. А волонтеры, которые сделали один домик, второй, чувствуют своим весь город. И когда ты чувствуешь, что это твой город, твоя улица, ты уже не будешь здесь вести себя непотребно, и не допустишь такого от других. У меня сложилось такое ощущение. Можно сказать, мы расширяем зону своего обитания: из квартиры до рамок целого города.

Общение для людей, все-таки, главнее, чем домики.

Самое трудное в проведении фестиваля – найти специалиста, который сможет решить ту или иную техническую задачу. Я имею в виду, привлечь такого специалиста в качестве волонтера. Другая сложность заключается в том, чтобы сохранить должный уровень мотивации волонтеров до окончания сезона. Поначалу народа полно, а потом приходится, что называется, упрашивать. Чтобы удержать волонтеров на площадке, нужна разнообразная активность: сегодня мы чистим краску, завтра откапываем фундамент. Также крайне важна организация досуга. Фестиваль – это не только работа, это встречи, экскурсии, посиделки, разнообразные движухи. Без этого не будет ничего. Общение для людей, все-таки, главнее, чем домики.

Как фестиваль повлиял на город, можно только гадать. Чтобы делать выводы, нужно, конечно же, проводить исследования. Думаю, студенты какого-нибудь социологического факультета могли бы с этим справиться. Но, если делать выводы просто умозрительно, я считаю, что уровень осознанности и некого патриотизма благодаря фестивалю возрос. Как экскурсовод я вижу, что больше людей стало интересоваться родным городом, совершенно неочевидными вещами – двориками, подворотнями. А у меня благодаря фестивалю у меня появилось огромное количество новых друзей и интересных знакомств.

Татьяна Баранова, старший бренд-менеджер ОАО «Самарский хлебозавод №5»

В этом году мы участвуем в фестивале в четвертый раз. Для нас его открыла наш пиар-менеджер: рассказала о проекте, и мы донесли эту информацию до генерального директора. Ему нравится историческая часть Самары, и он посчитал, что «Том Сойер Фест» — это очень хороший проект: восстановление городской среды, сохранение исторического облика города, и все это делается волонтерами, неравнодушными людьми.

Мы оказываем спонсорскую помощь в денежном эквиваленте, а также являемся «вкусным спонсором». На площадку мы отправляем наши продукты: хлеб для бутербродов, сдобу к чаю. Заодно тестируем на волонтерах новинки, слушаем обратную связь. Люди достаточно открытые, честные, и могут нам сказать: «Вот это – хорошо, отлично, а вот это – как-то не очень». Например, когда в прошлом году мы запустили новую линию по производству маффинов и мини-паев, волонтеры попробовали их одними из первых, и они им очень понравились.

Каждый год наши сотрудники ждут, когда начнется «Том Сойер Фест». Большинство из нас сидит в офисе, поэтому выбраться поработать руками все очень любят. Дополнительно, фестиваль работает для нас как командообразование. В том году даже генеральный директор работал с нами на площадке.

Меня лично впечатлил объект, где мы работали на лесах, кажется, в 2020 году. Для меня это был вызов: я боюсь высоты, но мне было очень интересно. Я периодически проезжаю мимо этого дома, смотрю на него, и думаю: мы тоже приложили к нему руку, поучаствовали в восстановлении, сделали его красивым, приметным, ярким.

Андрей Кочетков, идеолог фестиваля

Фестиваль в Самаре дорос до обретения собственной крыши, что немаловажно. По этому сезону я вижу, что создание сети резиденций фестиваля происходит совершенно стихийно, это тренд. Что называется, жизнь заставила.

За счет того, что мы были первыми, мы очень заметные. Думаю, в Самаре о «Том Сойер Фесте» знает больший процент жителей, чем в любом другом городе. С другой стороны, и огребаем мы тоже по полной.

Хорошо, что у нас комьюнити все-таки доросло до такой точки, где есть взаимозаменяемость координаторов. В ядре нашего фестиваля — достаточное количество людей, которые потенциально могут взять на себя эту роль. Я считаю, это очень круто. Нужно было сменяться раньше, чтобы координаторы не покидали площадку в состоянии полусмерти.

Думаю, около тысячи поклонников архитектуры и наследия приехало в Самару только благодаря наличию здесь «Том Сойер Феста»

Фестиваль в Самаре работает как инструмент продвижения территории. Сколько мы тут всего уже провели? (С 2017 года в Самаре проходит Школа координаторов «Том Сойер Феста», с 2019 — Реставрационная школа «Том Сойер Феста», также в Самаре проходили конференции городов-участников фестиваля. – Прим.авт.) Самара зазвучала совсем по-другому. Она была относительно известна, как место, где есть историческое наследие в достаточно большом количестве, но на более широкую аудиторию Самара не звучала как место, куда можно приехать и посмотреть модерн или деревянную архитектуру. Фестиваль в этом плане многое сделал. Думаю, в общей сложности около тысячи поклонников архитектуры и наследия приехало в Самару только благодаря наличию здесь «Том Сойер Феста». А эти люди – это коммуникация, это публикации и дальнейший снежный ком, который вокруг этого образовывается.

Трудно сказать, как фестиваль повлиял на Самару, потому что это город-миллионник. Здесь сложно быстро достигнуть какого-то глобального эффекта. Чтобы он появился, нужен очень большой процесс, до которого «Том Сойер Фест» еще не дорос. Но он работает здесь как soft power (мягкая сила – Прим. авт.), имеет определенный вес и влияние в каких-то решениях, связанных с наследием. Это один из акторов, еще один камушек на чаше весов, когда такие решения принимаются. Важно, что «Том Сойер Фест» — это всероссийская история, поэтому от него сложно просто так отмахнуться и сказать, что это горстка местных сумасшедших.

Текст: Алина Коленченко

Интервью опубликовано в рамках проекта, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

←в раздел «Интервью»