Фестиваль в Екатеринбурге не только преобразил два исторических здания, но и произвел неожиданный эффект на их собственников: хозяева пересмотрели свое отношение к домам, хотя до этого говорили, что их давно пора снести. О том, как фестиваль вместе с городской средой меняет людей, мы поговорили с Любовью Дегтевой, координатором «Том Сойер Феста» в Екатеринбурге.
«Занялась фестивалем – стала замечать город»
Я родилась в Перми, но уже много лет живу в Екатеринбурге: переехала сюда учиться, а потом осталась работать. Екатеринбург для меня не родной и, в какой-то степени, новый город. Недавно я поняла, что испытываю тоску по корням в том месте, в котором живу, поэтому начала активно заниматься краеведением, проектами, связанными с наследием. Видимо, для того, чтобы у меня здесь появился исторический бэкграунд, которого мне не хватает.
Екатеринбург – сложный город с точки зрения среды. Здесь есть интересные вещи, при этом – очень разные. Городу скоро исполнится 300 лет – считаю, это много. Историческая среда ХIX века, купеческий Екатеринбург представлен в пределах исторического центра. Мы называем его «утюг», потому что на плане он похож на след от утюга. Там сохранилось несколько комплексных территорий, улиц и кварталов — приходишь туда и погружаешься в атмосферу XIX века, будто оказался в машине времени. Если, конечно, закрыть глаза на вывески и автомобили.
Тому, кто приехал в город впервые, я бы обязательно показала конструктивистские комплексы 1920-1930-х годов – целые города внутри города. В этих комплексах можно было не только жить, но и культурно просвещаться, обедать, лечиться – все рядом. В Екатеринбурге таких городков много, самый известный – Уралмаш с его богатой историей, такой, что про этот район можно снять фильм или написать книгу. Еще в Екатеринбурге стоит покататься по классным природным местам в окрестностях города: здесь красивая вода и скалы.
В момент, когда мы с подругой узнали про «Том Сойер Фест», я уже больше года работала архитектором и чувствовала, что выгораю. В жизни не хватало какого-то смысла помимо работы. И когда я занялась фестивалем, то стала замечать город. Оказывается, его можно не пробегать, не проезжать в спешке, а фокусироваться на маленьких деталях, трогать их, восхищаться и испытывать эмоции. У меня появился новый угол обзора, новая оптика.
Фестиваль научил меня решать менеджерские задачи и ничего не бояться. Есть проблема – окей, сейчас придумаем, как ее решить. Не придумаем – значит, подумаем подольше. Вообще, все решаемо, все можно сделать классно, если хорошо подумать. Такой дзен-подход появился у меня благодаря «Том Сойер Фесту».
«Теперь его надо не снести, а зарабатывать на нем деньги»
«Том Сойер Фест» – фестиваль не про дома, а про людей. Получилось так, что собственники обоих зданий, которые мы восстановили, пересмотрели свое отношение к ним после по итогам фестиваля.
В первом сезоне мы долго выбирали объект и никак не могли найти дом, который бы не шел под снос и не стоял без крыши. И вот, наконец, обнаружили дом, у которого оказались понятные собственники: у них было ТСЖ, с председателем которого мы все согласовывали. Собственники в доме не жили, а сдавали квартиры киргизам. А тем – все равно, как устроен их быт, потому что завтра они могут куда-то переехать. Например, в окнах не хватало стекол, вместо них висели одеяла. Они нас потом поблагодарили, когда мы все застеклили.
Собственник, председатель ТСЖ, сказал нам: «Хотите дом покрасить? Красьте! Мне вообще наплевать». И мы так обрадовались! Потому что собственники других домов нас посылали матом и говорили, что их дома давно пора снести. И вот, мы на радостях взялись за этот дом. Выяснили, что в доме есть аварийная балка, стали говорить собственнику, что здесь скоро могут покалечиться люди. Сделали бесплатный проект и предложили собрать деньги на ремонт. Мы бы сами собрали, но нам нужно было действовать от лица собственника, а ему – подписывать бумаги. Но он не хотел ничего делать: один раз заключил договоры с киргизами и жил на эти деньги где-то в другом месте. А теперь мы к нему пристали с этой балкой. Он так расстроился, что стал нас выгонять еще до того, как мы закончили работы. Сменил замок в нашей каморке и стал говорить: «Покрасили и хватит». Пробраться туда нам помогли киргизы, которые были на нашей стороне.
Мы закончили фестиваль и продолжили вместе с администрацией города напоминать собственнику, что нужно заменить балку. Он посмотрел, как теперь выглядит дом и обнаружил, что тот – красивый, находится в центре города, на пешеходной улице, напротив самого крупного в городе торгового центра. И теперь его надо не снести, а зарабатывать на нем деньги. Собственник сам заменил перекрытия на металлические, залатал аварийную часть кровли, отремонтировал лестницу, поменял инженерные сети и сдал первый этаж в аренду, теперь здесь ресторан. Так, благодаря «Том Сойер Фесту», здание стало включено в жизнь города: туда можно прийти, поесть бургеры.
Один из самых замечательных эффектов фестиваля заключается в том, что собственники меняют отношение не только к своему дому, но и к своему быту. Именно это произошло на нашем втором объекте. В доме, который мы взялись восстанавливать, люди жили без канализации с 1970-х, пользовались туалетом на улице, при этом дом находится в самом центре города. И когда мы стали делать дом, собственник включился и сделал себе септик. То есть, с 70-х годов он страдал, но решил заняться собственным комфортом только когда к нему пришел «Том Сойер Фест». Еще во дворе дома были хозяйственные постройки, и собственник сказал: «Сейчас дом будет красивым, а сарай у меня что-то некрасивый. Надо что-то с ним сделать». И начал его чинить.
Дом продается
Собственники дома, который мы восстановили во втором сезоне, больше 10 лет пытались его продать. Людей, готовых поселиться в старом доме без канализации, никак не находилось. Сам участок настолько маленький, что для застройщика это тоже не лакомый кусок. И вот, собственники решили: хватит пытаться, будем жить здесь и сейчас, давайте ремонтировать дом. А потом, когда мы пришли и отремонтировали его, они снова решили его продать.
Меня нисколько не демотивирует этот факт, в отличие от реакции СМИ, которые начали писать об этой ситуации странные заголовки. Продажа дома – так бывает, но теперь у здания есть шлейф: горожане, администрация города, бизнес вложили деньги и силы, чтобы он стал красивым, чтобы все им любовались. Думаю, только недалекий человек попытается его снести. Мне хочется верить, что, проведя фестиваль, мы защитили дом. Потому что без фестиваля дом бы точно снесли, если бы собственникам удалось его продать.
«Давайте созвонимся примерно через год»
Когда я взялась за фестиваль в 2018 году, то абсолютно не видела, как, пошагово, его сделать. Совмещая работу архитектора и подготовку к фестивалю, я успела устать уже к его открытию. Но откуда-то взялось второе дыхание. А потом случилось выгорание, и после фестиваля я «откисала» полгода. Не помог двухнедельный отпуск сразу после «Том Сойер Феста». Чтобы справиться с выгоранием, нужно время на безделье, когда не нужно принимать никаких решений и решать сложные вопросы.
Я не собиралась продолжать и проводить второй сезон. Но со мной связался собственник дома, который мы в итоге восстановили. Этот дом мы мечтали взять еще в первом сезоне, он мне очень нравился. Я поймала собственника на колонке, когда он набирал воду – водопровода в доме тоже нет. Он тогда меня послал, сказал «классические» вещи про то, что дом пора сносить. Но я не сдалась, написала собственникам письмо, где изложила свое предложение, положила в почтовый ящик. Они перезвонили только тогда, когда увидели меня по телевизору в репортаже о «Том Сойер Фесте». Я сказала: «Мы уже делаем другой объект, давайте созвонимся примерно через год». И они позвонили через год. Хотя я очень устала после первого сезона, подумала: «Это же дом моей мечты». И мы за него взялись.
Во время фестиваля мне очень понравилось работать с деревом. Мы с ребятами скинулись на помещение, у нас есть своя мастерская. Это не то место, где мы зарабатываем деньги – мы здесь получаем удовольствие. Сейчас я чувствую, что за прошедший год по-настоящему отдохнула и готова начать новый сезон.
Текст: Алина Коленченко
Интервью опубликовано в рамках проекта, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.