Перемонтаж реальности: арт-объект «Том Сойер Феста» в Самаре

 169

«Том Сойер Фест» не просто восстанавливает дома, но и обогащает среду культурой, а арт-объекты, созданные в рамках фестиваля, привлекают дополнительное внимание к исторической среде.  В Самаре уличное искусство давно стало частью фестиваля. Одна из самых известных работ, ассоциирующихся с «Том Сойер Фестом» — панно «Тетрис», созданное художником Андреем Сяйлевым на стене восстановленного дома на Галактионовской улице. В 2016 году масштабная мозаика из почти восьмисот элементов — миниатюрных фотофрагментов городских фасадов, вошла в шорт-лист премии в области современного искусства имени Сергея Курехина в номинации «Искусство в общественном пространстве». Панно из керамических плиток стало городской достопримечательностью, а во двор на Галактионовской теперь часто заглядывают туристы. В прошлом году Андрей Сяйлев решил снова присоединиться к «Том Сойер Фесту» и вовлечь горожан в создание нового арт-объекта – инсталляции из почтовых ящиков. Мы поговорили с художником об идее и воплощении проекта, в завершение которого стена превратится в птичий квартал.

Самара – очень теплый и близкий мне контекст, который сформировал меня как художника. То, что я делаю, я называю моделированием или монтажем реальности. Я режиссирую ситуации и фрагменты пространства, создаю творческие практики, которые подразумевают коллективный опыт, который я переживаю сам и разделяю с другими.

Андрей Кочетков, запустивший «Том Сойер Фест» в Самаре – мой хороший друг. Как-то Андрей спросил меня, не хочу ли я присоединиться к фестивалю как художник и что-нибудь придумать. Участие в «Том Сойер Фесте» повлияло на становление моей художественной стратегии: то, что я придумываю, должно вовлекать других людей. Впрочем, меня и до фестиваля интересовали подобные практики — думаю, близкое тянется к близкому.

Проект, реализованный в 2020 году в рамках «Том Сойер Феста» — не про почтовые ящики, которые находятся на стене напротив самарского Почтамта. Он про возможное сосуществование разных биологических видов внутри городского пространства. Это проект-манифест, который говорит о том, что в будущем в городе смогут на равных сожительствовать разные виды. Почтовые ящики, чей функционал отмирает, станут птичьими домами, и стена превратится в квартал, где живет колония воробьев.

Проект разделен на три этапа. В прошлом году мы повесили ящики, а в этом посадим плющ, который обовьет стену, как в старых дворах Самары. Для воробьев это естественное укрытие, плющ создаст для них подходящую среду обитания. Нижние ящики станут воробьиным «кафе», там люди смогут подкармливать птиц. А на верхних уровнях воробьи смогут селиться. Вот такая красивая, поэтичная метафора про будущее. Уже сейчас мы подкармливаем воробьев, чтобы они привыкали к месту.

Нас нельзя обвинить в вандализме — наоборот, мы сфокусировали внимание на элементах старого города

Сама идея с ящиками родилась в моем более раннем проекте, который, к сожалению, не был реализован. Он назывался «Сгусток непостоянного» и представлял собой «концентрированный» двор старой Самары, плод местного контекста. Карантинной весной 2020 мы с Андреем решили дать идее с почтовыми ящиками второй шанс. Закупили новые ящики и пошли обменивать их на старые у жителей исторической части города. Кто-то отказывался, но в основном люди соглашались. Получился целый квест: мы перезнакомились с кучей людей, было очень интересно. Всего удалось обменять 150 ящиков.

Мы не снимали ящики с фасадов – только со дворов. Хозяевам объясняли, что занимаемся перемонтажем реальности, а не сдаем цветмет. В искусстве есть понятие «реди-мейд», когда эстетическое значение объекта начинает превалировать над функциональным. В нашем арт-объекте мы закавычиваем ящики как объект культурного наследия, как реликвию, создаем музей под открытым небом. Поэтому нас нельзя обвинить в вандализме, считаю, здесь просто не может быть двойственной интерпретации проекта. Наоборот, мы сфокусировали внимание зрителей, горожан, на элементах старого города.

Уже сейчас у нас получился сильный по своей аттрактивности объект, люди там фотографируются. В процессе создания арт-объекта мы иногда слышали комментарии от прохожих: «Так вот куда пропал мой ящик!» Если это не было сказано в шутку, нам приходилось разбираться в ситуации и доказывать, что это не наших рук дело, что ящики для инсталляции мы честно обменяли на новые. Сейчас в двух нижних слоях ящиков горожане оставляют письма. Это не было запланировано. Я узнал об этом случайно, когда приехал вешать на место ящик, который кто-то сорвал. В ящиках я нашел записочки, не адресованные никому конкретно, наподобие «Дорогой друг, если ты меня читаешь, я желаю тебе….»

Текст: Алина Коленченко

Интервью опубликовано в рамках проекта, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

←в раздел «Интервью»