«Селу был нужен герой»: «Том Сойер Фест» в Богатом

 46

Главные достопримечательности села Богатого, расположенного в Самарской области – не исторические здания, а живописные пейзажи. Но именно там прошел первый сельский «Том Сойер Фест», который запустил местный житель Максим Утёнков. Как признается сам Максим, спустя три сезона ему так и не удалось найти единомышленников, готовых разделить с ним любовь к истории родного села и задачи по координации фестиваля. Но сдаваться он не планирует, ведь для того, чтобы изменения на территории прижились и стали устойчивыми, трёх лет недостаточно. Мы поговорили с Максимом о трудностях, отношении местных жителей и о том, чем сельский «Том Сойер Фест» не похож на городской.

О местных достопримечательностях – объектах фестиваля

Наше село находится на небольшой возвышенности, а у подножия холма протекает река Самарка. С холма виден лес, а за лесом начинается бескрайняя степь до самого Каспийского моря. Речка довольно извилистая, на одной из излучин остались живописные развалины мельницы. Людей, которые приезжают к нам в село, я в первую очередь веду туда. Мельница – особенное место в нашем селе, немножко загадочное. От неё остались одни руины, и о прошлом мельницы люди ничего не знают.

Я занимаюсь краеведением – собираю в архивах историческую информацию, сейчас пишу книгу о местном заводе. И мне пришла идея «раскрыть» эти руины, чтобы люди, гуляя, прочитали историю. Так у нас в селе появился арт-объект на окнах аварийного здания конторы мельницы, которые мы закрыли ОСБ-листами. А ещё мы провели субботник и освободили здание от зарослей. По совету Андрея Кочеткова мы не стали пытаться восстанавливать руинированный объект – ведь никто же не пытается восстановить Колизей. Поэтому, я решил: пусть будут руины, наш Колизей, наша местная достопримечательность.

Сначала была мысль нанести текстовые трафареты на каждое окно, а потом среди волонтеров фестиваля появилась девушка, занимающаяся дизайном, и вместе с ней мы решили создать что-то менее прямолинейное. Так на окнах возникли рисунки, ассоциирующиеся с местным ландшафтом, природой и самой мельницей: камыши, река.

Арт-объект мы создали в третьем сезоне фестиваля, а до этого два года восстанавливали старинное здание почтово-телеграфной конторы. Со зданием почты у многих в селе связаны теплые воспоминания из прошлого: кто-то здесь отправлял письмо подруге или парню в армию.

Об отношении сельских жителей к фестивалю и историческим зданиям

После того, как «Том Сойер Фест» пришел в Богатое, жители села в каком-то смысле успокоились. Им был нужен какой-то герой, двигатель, который будет продвигать их интересы. А теперь говорят: «Как хорошо, что у нас есть Максим. Пусть продолжает дальше — мы все его поддерживаем». Но при этом жители мало участвовали в фестивале: в нашей команде было всего 5-7 человек. Зато эти люди по-настоящему прониклись идеей «Том Сойер Феста».

В селе меньше активных жителей, чем в городе – и в этом главная сложность сельского фестиваля. Фестиваль для городских жителей – это возможность куда-то сбежать из квартиры, а у нас в селе и так есть, куда сбежать: на речку, на озеро, в огород, в лес. Поэтому на фестиваль в селе приходят только идейные люди, а их немного. Есть еще финансовая проблема – предпринимателей здесь мало, да и помогать захочет не каждый.

К тому же, жители села с пренебрежением относятся к тому, чтобы идти красить дом соседу. Но, возможно, они бы пошли помогать какой-нибудь бабушке, которая сама не в силах отремонтировать свой дом – вероятно, такая инициатива нашла бы отклик. Еще мне нравится идея просто предоставить людям краску, материалы, чтобы они сами отремонтировали фасады своих домов. Такой формат фестиваля, возможно, будет интересен сельским жителям. Только как проконтролировать, чтобы хозяева отремонтировали дом, сохранив все исторические детали? Это сложный вопрос.

В селе люди мыслят так: «Зачем вы ремонтируете старое здание, лучше сделайте дорогу, положите асфальт». Недавно я предложил отремонтировать кровлю старинной водонапорной башни. В ответ услышал: «Зачем нам твоя кровля, мы тут всю жизнь живём, смотрим на эту башню, и что с того?» Или вот ещё один пример: как-то я продавал открытки с изображением исторических зданий Богатого, подошла женщина, говорит: «Какие красивые». «Покупайте», — говорю. Она смеется: «Я рядом с этими зданиями всю жизнь живу, я их и так видела». У нас в селе люди начинают замечать исторические здания, только когда с ними что-то происходит, начинается какой-то ремонт, возникает любопытство: кто ремонтирует, зачем? На мой взгляд, городские жители лучше понимают ценность исторического наследия, потому что они чаще путешествуют. Я и сам мало где бывал – но всё хочу наверстать.

О результатах и планах на будущее

Для меня «Том Сойер Фест» стал большим экспериментом, удастся ли вовлечь жителей в общественные процессы, вытянуть их из неактивности. А ещё я всегда хотел найти в селе хотя бы одного единомышленника, с которым удастся простроить новое дело. Девушку, с которой мы вместе делали арт-объект, я на какое-то время почувствовал своим партнёром – но сейчас опять никого нет.

Главный вывод, который я для себя сделал: нужно проводить мероприятия такого формата, и при этом нельзя останавливаться. Потому что если остановишься – всё заглохнет и вернется в исходную точку. Так что нужно придумывать дальше и дальше. В этом году мы не будем проводить «Том Сойер Фест», но я всё равно хочу организовать мероприятия меньшего масштаба. Недавно я спас несколько наличников, и хочу отреставрировать их вместе с жителями села, а потом устроить выставку в Доме Культуры.

На одной из конференций «Том Сойер Феста» как-то прозвучала мысль, что любое изменение приживается в течение 5 лет. Наше село просто пока не привыкло – но пусть привыкает. Фестиваль в Богатом помогает, в первую очередь, не домам, а людям – изменить образ мыслей, поверить, что можно что-то сдвинуть с мертвой точки.

Мне кажется, в масштабе страны «Том Сойер Фест» будет развиваться и захватывать всё новые города. Мне бы хотелось, чтобы проект имел больше рычагов влияния. «Том Сойер Фест» стал сообществом настоящих профессионалов, и если ему придать официальный вес, наши города бы преобразились.

Интервью опубликовано в рамках проекта, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

←в раздел «Интервью»