«Через просвещение сохраняется история»: «Том Сойер Фест» в Прибытково

 126

В Прибытково Ленинградской области живут всего 250 человек. Летом им составляют компанию дачники и туристы, которые интересуются дачным модерном. А с недавних пор — еще и волонтеры «Том Сойер Феста», который Илья и Анастасия Рытовы запустили в поселке, влюбившись в местную достопримечательность – дачу адмирала Прибыткова в стиле деревянного неоромантизма. Мы поговорили с Ильей и Анастасией об изменениях, которые происходят благодаря фестивалю — не только в Прибытково, но и в жизни самих координаторов.

Дом в Прибытково

Илья: Про Прибытково я узнал от Анастасии – второго из трех координаторов и моей жены. Анастасия из Гатчинского района, занималась краеведением, изучала местные достопримечательности, которых, к сожалению, остается все меньше и меньше. Одним из потрясающих, живых мест оказался дом в Прибытково, в котором находится библиотека и музейный уголок. Также в здании есть отдельное помещение, посвященное дачному модерну. Это пространство уникально тем, что местные жители приносят туда находки с чердаков, домов, которые сносят – со всего Гатчинского района, не только из Прибытково. Бывает, даже из Питера. Там много уникальных дореволюционных вещей, которых не найти в музеях. А тут можно все потрогать, посидеть на венских стульях.

Интересно, что в самой библиотека идет «движуха» — даже зимой, в метель, туда могут прийти с десяток человек в день. Летом там полно детей и туристов. В общем, этот дом — главная точка притяжения в селе, и потенциал у нее значительно больше того, что происходит там сейчас. При должном вложении средств, правильной концепции, оформлении территории, я уверен, это место может стать культовым для Гатчинского района.

Анастасия: Таких домов, в стиле неоромантизма, практически не осталось во все Ленинградской области. Кроме объекта, у нашего фестиваля особенное местоположение. В основном, «Том Сойер Фест» проходит в больших населенных пунктах, даже тысяча жителей – на мой взгляд, это уже много. А в Прибытково постоянно живут всего 250 человек. Но туда приезжает много дачников, а еще в Прибытково приезжают те, кто увлекается пушкинскими местами, интересуется поэтами и культурными деятелями, которые отдыхали там в начале ХХ века. В Прибытково на каждом шагу – чья-нибудь дача или усадьба.

В основном, все волонтеры у нас – приезжие из Петербурга, Гатчины или Сиверского. Из местных активно участвовали всего несколько человек.

От недоверия до благословления и бабушкиных пирожков

Илья: Связующим звеном между фестивалем и местными жителями была Марина Николаевна, заведующая библиотеки. Когда мы к ней пришли, она сразу загорелась идеей «Том Сойер Феста». Марина Николаевна – человек, увлеченный своим делом, а не тот, кто просто формально выполняет свою работу. Она «рекламировала» нас в Прибытково, став посредником между нами и местными. Она же представили нас администрации поселка, а мы, в свою очередь, хорошо донесли информацию о фестивале, о том, что все это происходит в рамках популяризации наследия и развития территории. И глава поселка поддержал нашу инициативу.

Фестиваль нашел отклик среди местных бабушек. Сначала они отнеслись недоверчиво, а потом начали приносить нам блины и пирожки, и всем рассказывать, какие мы хорошие.

Анастасия: Чтобы прийти к поддержке местных жителей, пришлось пробиваться через недоверие. Сначала они даже вызвали полицию, приходили, спрашивали, что мы тут собираемся делать. Пошли слухи, что мы отремонтируем здание, а потом его кому-то продадут.

Сельские жители привыкли настороженно относиться к любым изменениям, происходящим на их территории. И когда возникает группка людей, которые готовы за свой счет приезжать и ремонтировать здание – это не укладывается в их картину мира. И я понимаю, почему: последние 20 лет они только и делали, что постоянно боролись . О восстановление главной достопримечательности не шло и речи – боролись за то, чтобы им просто колодец почистили. Поэтому жителям сложно понять, что мы пришли сделать что-то безвозмездно, ради общего блага. Но им пришлось привыкнуть к этой мысли.

Илья: Нас даже благословил местный батюшка.

Когда проводишь фестиваль в селе, если у тебя получилось найти какой-то отклик, ты уже будешь идти до конца. Ты понимаешь, что пока ты не доделаешь — никуда не денешься. Возникает привязанность к месту. До того, как начать «Том Сойер Фест» в Прибытково, я участвовал в фестивале в Санкт-Петербурге, и там не было ощущения, что если ты этого не сделаешь, то никто не сделает. Кажется, что в большом городе обязательно найдется кто-то еще. А здесь чувствуешь свою важность, и это придает сил, уверенности и желания продолжать работу.

«Незаметные» результаты

Илья: Когда мы выбрали дом, то не ожидали того масштаба бедствия, с которым столкнулись. С виду, со всех сторон, казалось, что здание в хорошем состоянии. Но как только мы взялись за работу, начали шкурить, чистить, снимать доски, обнаружилось много проблем. За лето мы планировали полностью привести в порядок один фасад. Но, оказалось, что над огромным окном полностью сгнили несколько венцов и все перерубы, которые находились под советскими досками, тоже сгнили. Смысла что-то красить не было: зачем показывать красивую картинку, если на самом деле дому это никак не поможет. Со зданием надо работать более глобально. Поэтому сейчас мы планируем привлечь финансирование на составление проекта полного обследования дома. Будем реставрировать его постепенно, брать отдельные элементы: двери, окна. Со стороны может показаться, что нам нечем похвастаться, но на самом деле, работа проделана колоссальная.

Считаю, что при восстановлении исторического здания надо руководствоваться принципами «не навреди» и «сохранить, используя доступные средства», при этом, не в ущерб целостности исторического облика здания. Реставрация по всем правилам – это утопия, если у тебя нет на это масштабного финансирования. Меня всегда радовало в «Том Сойер Фесте», что во всех городах волонтеры обязательно консультируются со специалистами.

Анастасия: Мы за то, чтобы дом находился в своем первозданном виде, но в свежей форме. Поэтому постоянно приходится решать в голове этот вопрос, до какой степени мы можем все обновлять и исправлять.

Илья: Если говорить о социальных результатах фестиваля, то благодаря ему намного больше людей узнало о Прибытково. Например, на него обратила внимание краеведческая ячейка «Гэнгъ», которая освещала наши акции и проведение фестиваля. Приезжали независимые краеведы, снимали обзоры, приезжали СМИ – Гатчинские, Петербуржские. В общем, мы неплохо популяризировали территорию.

Из клуба в реставрационную мастерскую

Илья: До «Том Сойер Феста» я 8 лет занимался организацией концертов, работал в клубе. А после знакомства с фестивалем подумал – зачем мне развлекать людей, если можно сохранять историческое наследие. И с нашим третьим сооснователем, Александром Гребневым, мы открыли реставрационную мастерскую. Сейчас мы активно разрастаемся, у нас в мастерской работает уже 15 человек. Мы ведем реставрацию в Питере, но Прибытково для меня остается чем-то душевным, светлым, я чувствую, что нужен этом месту.

Кажется, что в Питере реставраторов хватает, но на самом деле, спрос очень большой. Сейчас мы пытаемся выстроить баланс между тем, чтобы брать коммерческие заказы и заниматься благотворительностью. Сейчас, ближе к лету, надеюсь основную часть проектов передать своим работникам, а самому заниматься «Том Сойер Фестом».

Анастасия: До фестиваля я в основном сидела за компьютером. Сейчас мне нравится заниматься восстановлением старой фурнитуры – муж позволил подрабатывать в его мастерской, и постепенно я превращаю это хобби в работу.

Эффект «Том Сойер Феста»

Илья: Мне кажется, «ТСФ» в первую очередь выполняет просветительскую функцию. Человек придет один раз, пошкурит наличники – и начнет обращать внимание на подобные детали вокруг себя. Придет на дачу к другу, похвалит дом – и тот задумается, может быть, эти детали стоит сохранить. Это действительно так работает.

Часто люди не задумываются о том, что их окружает. Например, человек живет всю жизнь в коммуналке, а на самом деле он живет в доходном доме, построенном известным архитектором, просто не обращает внимания, пока ему об этом не скажут.

Через просвещение людей сохраняется история – это такая цепная реакция. При этом важно, чтобы координаторы проявили силу воли и довели начатые работы до конца. Потому что самый яркий эффект производит, конечно же, не процесс работы, а результат.

Анастасия: Главное, что заставляет продолжать – это ответственность, в первую очередь, перед самим собой. Когда возникают проблемы и опускаются руки, я вспоминаю, почему и для чего все это начиналось. Если кто-то начинает фестиваль с мыслью: «А не починить ли мне дом? Пойду чинить дом!» — вряд ли такой мотивации хватит надолго. Но я втянулась во все это из любви к родному краю. Когда на твоих глазах умирает все красивое, что ты любил в родных местах, вместе с этой красотой и ностальгией умирает и твоя любовь к этому месту. Без своей истории и архитектурной идентичности оно становится пустым и бездушным

Мы живем в стране, где культура сменялась каждый незначительный промежуток времени. А все что было до – уничтожалось, причем, в первую очередь, в головах у людей. Мне кажется, в наших руках, у молодого поколения — возобновлять эту любовь к родному краю, которая не будет зависеть от политического строя. История у нас одна, великая и насыщенная.

Илья: Я очень сильно вдохновлялся кейсами других городов, внимательно следил за прошедшими там сезонами. Когда ты понимаешь, что в маленьком Ельце или Бузулуке девушки практически в одиночку сворачивают горы, кажется, мы тоже сможем. Я испытываю безграничное уважение ко всем координаторам, которые из года в год продолжают наводить «движуху». А еще вдохновляет мысль о том, чтобы стать хорошим примером для кого-то.

Анастасия: «Том Сойер Фест» в Прибытково уже оживил культурную жизнь дома и привел людей извне, что очень важно для деревень. Хотя туристический поток и так существовал, но люди ехали по принципу «успеть увидеть Венецию, пока ее не затопило». А теперь есть дом, который приводится в порядок, и люди видят созидание перед глазами.

Илья: Хотелось бы, чтобы «Том Сойер Фест» в масштабе страны перерос во что-то большее — чтобы координаторы начинали новые социальные стартапы и собственные проекты. Мне бы хотелось, чтобы «Том Сойер Фест» служил площадкой для знакомств неравнодушных людей, которые могут вместе запускать полезные для общества инициативы.

Интервью опубликовано в рамках проекта, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

←в раздел «Интервью»