На первый взгляд Клинцы ничем не отличаются от любого провинциального города с населением в несколько десятков тысяч человек. Одной из первых на выразительную клинцовскую архитектуру обратила внимание Ольга Молявко – и три года назад запустила в родном городе «Том Сойер Фест». После двух ярких сезонов Ольга не скрывает, что продолжает делать фестиваль из последних сил. Мы поговорили с ней о том, почему с каждым годом проводить «Том Сойер Фест» все сложнее, и почему выгорание неизбежно, даже если фестиваль находит отклик и признание среди горожан.
«Не приходило в голову, что инициатором изменений могу стать я сама»
Клинцы – мой родной город. Здесь живут люди, которые повлияли на мою жизнь, благодаря которым я сформировалась. Это то место, куда хочется возвращаться, но это не развивающийся город. Клинцы – один из многих малых городов, которые гибнут в неумелых руках управленцев. Люди отсюда уезжают, население замещается жителями окрестных деревень, для которых город – чужой. Им все равно, что здесь происходит, потому что они приезжие. Как и мне все равно, что происходит в Москве, где приезжая я.
У нас нет выдающихся природных ландшафтов, великих рек и озер, которыми можно было бы похвастаться. Но есть интересная архитектура. Например, домики со ставнями-гармошками, которые не встретишь ни в одном другом месте.
Я художник, и до знакомства с фестивалем не была связана с архитектурой. Разве что когда-то пыталась поступить на факультет реставрации. Каждое лето я приезжали в Клинцы, чтобы порисовать, ехала в автобусе, смотрела в окно и думала: «Неужели никто не может остановить процесс увядания города, поглощения его баннерами и сайдингом?» Мне не приходило в голову, что инициатором изменений могу стать я сама.
О «Том Сойер Фесте» я прочла в комментариях под каким-то постом в интернете. Стала думать, с кем можно разделить миссию по спасению Клинцов. И совершенно случайно нашла человека, с которым мы уже третий год подряд делаем фестиваль.
«Том Сойер Фест» дал мне огромное количество новых знаний, главное из которых – механизмы влияния на происходящее не только в родном городе, но и во всей стране. Фестиваль научил меня взаимодействию с людьми, как общаться с горожанами, с представителями власти — теперь они не кажутся людьми с другой планеты.
«Больше не могу думать и рефлексировать»
Успешно завершив два сезона фестиваля в Клинцах, я чувствую, что сильно устала. Мне кажется, в сообществе «Том Сойер Феста» не налажен механизм психологической поддержки. Не смотря на то, что у нас есть общий чат в соцсетях, где все на связи, мы не обсуждаем свое психоэмоциональное состояние. Недавно я поняла, что не могу больше думать и рефлексировать о том, что происходит в Клинцах и вообще в России, читать очередной пост о том, что где-то что-то снесли или зашили сайдингом. И кажется, будто со мной что-то не то, я плохой общественный деятель, раз у меня не хватает сил «вывезти» все это. Другие же как-то справляются. Накатывает чувство вины.
Я знаю, что в общественных организациях, которые занимаются благотворительностью, руководители следят за тем, чтобы сотрудники получали психологическую помощь. Ведь выгоревший сотрудник – это неэффективный сотрудник. К сожалению, в сообществе «Том Сойер Феста» такой схемы нет.
На старте я не понимала, почему в некоторых города люди прекращают проводить фестиваль. А теперь – понимаю. Вначале заряжают эмоции, отклик людей, это вдохновляет, но этим невозможно подпитываться бесконечно.
«Не веселый праздник, а управление командой строителей»
Со временем фестиваль оброс новыми технологиями, подход к восстановлению домов становится все более профессиональным и вдумчивым. Вместе с этим растет ответственность: ты уже не можешь просто взять, позвать людей и покрасить дом. Фестиваль идет по пути усложнения, и поэтому на его организацию приходится тратить все больше сил: привлекать специалистов, вникать в тонкости реставрационного процесса. Мне кажется, за всей это сложностью и масштабностью проектов теряется изначальная философия «Том Сойер Феста». Ведь фестиваль начинался с того, чтобы малыми силами изменить среду вокруг себя, просто взяв кисточку и банку с краской. Именно поэтому в третьем сезоне мы решили отремонтировать советские остановки, а не браться за сложный объект — чтобы показать людям, как можно быстро и с минимумом ресурсов привести в порядок место, где ты живешь и бываешь каждый день.
Считаю, нужно брать посильные объекты и ставить посильные задачи – тогда идея фестиваля сохранится. «Том Сойер Фест» — волонтерский проект. Но когда берешься за сложный и технологичный процесс работ, неизбежно приходится привлекать специалистов. И вот уже это не веселый праздник с чаепитиями, а координация команды взрослых мужчин-строителей, которые постоянно пытаются перевести отношения из рабочих в личные. В общем, если вы собираетесь восстанавливать дом, где надо поднимать сени домкратом, и вы — девушка, которая не умеет этого делать, не рекомендую повторять наш опыт.
Думаю, «Том Сойер Фесту» становится все труднее расширять географию. Фестивали в некоторых городах институализировались, делают масштабные проекты. И кажется, каждому новому «Том Сойер Фесту» нужно соответствовать высокой планке, до которой сложно достать, если твоя профессиональная деятельность не связана с архитектурой и реставрацией. Уже нельзя просто прийти и покрасить дом. Например, в сообществе все чаще говорят о том, что то или иное решение – не исторично. Чтобы восстановить крыльцо, нельзя просто купить доски в строительном магазине, нужно найти доски столетней давности из похожего дома. Но кто может себе такое позволить? Мы в Клинцах философски подходим к правилам насчет историчности. У кого есть силы искать столетние доски – пусть ищут. А мы делаем так, чтобы в первую очередь было комфортно людям, которые живут с этим зданием, при этом сохраняя его изначальный облик.
«Теперь ты обязан вставать на защиту каждого исторического здания»
Когда люди узнают о твоей активной жизненной позиции, то пытаются повесить на тебя все проблемы в городе, вплоть до заделывания ям на дорогах. Ты, по мнению горожан, теперь как минимум обязан вставать на защиту каждого исторического здания. Нам неоднократно писали: где вы были, когда сносили «Дом пионеров», одно из красивейших зданий в городе. Но когда сносили «Дом пионеров», мы еще даже не родились!
Продолжать фестиваль мотивирует ответственность: перед теми, кто следит за нашим проектом, кто в нас верит, кто нам помогает, жертвует деньги. Но силы заканчиваются. Поэтому мы собираемся поставить яркую финальную точку, и уйти на заслуженный отдых.
Главный результат «Том Сойер Феста» в Клинцах – это два восстановленных здания. Еще, благодаря фестивалю, люди познакомились с инструментами, которые позволяют влиять на город. Горожане стали обращать внимание на архитектуру. Мы постоянно слышали комментарии от прохожих о том, что раньше они не замечали этот дом, а теперь видят, он кажется им красивым. Думаю, в клинчанах выросло ощущение, что это их город, и они несут за него ответственность.
Текст: Алина Коленченко
Интервью опубликовано в рамках проекта, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.