Фестиваль в Челябинске, как и в других городах, начинался с небольшой команды энтузиастов, но всего за пару лет вырос в масштабное городское движение, институционализировался и стал важным участником диалога стейкхолдеров в сфере архитектуры и градостроительства. О том, как это произошло, и как команда фестиваля справляется с большой нагрузкой, нам рассказала Анастасия Кашина, координатор «Том Сойер Феста» в Челябинске.
«В каждом городе у людей есть друг из Челябинска»
Челябинск – мой родной город. Я пыталась отсюда уехать – сначала пробовала переехать в Саратов, потом в Москву, но у меня не получилось. После переездов я еще больше укоренилась в этом месте. Челябинск – это город, который сопротивляется переменам, но в то же время, что парадоксально, как только ты хочешь бросить то, что делаешь, он тебя хватает и снова притягивает к себе. У меня постоянно такое ощущение: хочется куда-то убежать, но бежать некуда. Город с тобой обращается кнутом и пряником: дает тебе какие-то приятные вещи и воспоминания, и в то же время постоянно держит тебя в тонусе. Ты должен постоянно развиваться, противостоять всем невзгодам. Челябинск – он как батя, который иногда тебя хвалит, а иногда проходится по тебе ремнем.
Я нигде не встречала таких людей, как в Челябинске. Возможно, здешняя среда изощренным образом воспитывает уникальных, талантливых людей. Я заметила, что в каждом городе у людей есть друг из Челябинска. Считаю, это фишка нашего города.
За то время, что я живу здесь, он сильно менялся. Он был зеленым, приятным городом, затем долгие годы переживал последствия определенных управленческих решений. Приятно, что сейчас город снова меняется. Во многом, благодаря людям, которые начали бить тревогу, обращать внимание на проблемы, пусть даже популистскими способами, или способами, которые используем мы на «Том Сойер Фесте». В болоте что-то зашевелилось. Потихонечку город причесывается, прихорашивается. Но пока он только готовится выйти на сцену.
«С нашим мнением начали считаться»
На фестивале у нас появилось много друзей. Для меня ценность проекта в том, что внутри него возникают отдельные сообщества, о которых мы даже можем не знать. Ребята начали собираться, тусить, вместе ездить на другие мероприятия – считаю, это круто.
На фестивале люди находят не только друг друга, но и работу – это касается и координаторов, и волонтеров. Благодаря фестивалю в прошлом году я начала работать в Управлении архитектуры Челябинска – заниматься соцсетями, текстами, сайтом. Галя (координатор фестиваля. – Прим.авт.) начала работать в архитектурном бюро, которым до этого управлял будущий главный архитектор Челябинска, а сейчас стала организатором мероприятий в Доме архитектора. Так у нас благодаря работе образовались полезные городские связи. Одной из участниц фестиваля мы помогли устроиться в Госкомитет по охране культурного наследия Челябинской области сммщиком – порекомендовали ее от всей души, увидев, как много она знает о памятниках архитектуры Челябинска. Мы подумали, что Марине нужно обязательно помочь комитету. У нас очень скромный орган защиты памятников — в нём работает около 15 человек. И до того, как к ним пришла Марина, у них даже не было соцсетей. А теперь в Челябинске появился еще один источник знаний о памятниках и их защите, который работает на сохранение исторических домов.
Еще двух волонтеров у нас забрала реставрационная компания. Это случилось после нашего мероприятия на Порожской ГЭС — старейшей гидроэлектростанции России. Вместе с Госкомитетом охраны ОКН мы провели там небольшие противоаварийные работы, в которых нам также помогала реставрационная компания «Индивид». Сразу после мероприятия два человека из нашей команды добровольцев вышли работать к ним в мастерскую. Это очень круто. Мы сдружились с реставраторами, и плотно взаимодействуем с ними во всех наших проектах.
«Том Сойер Фест» стал известным проектом в городе. Если в 2018 году мы были скромные, маленькие и незаметные, то уже со следующего года нас стали часто звать на публичные мероприятия как защитников наследия: выступить, поделиться своим опытом в реставрации и вовлечении в это горожан. Сейчас нам удалось наладить контакт с некоторыми девелоперами.
Горожане активно приходят на наши мероприятия и субботники, на фестивале мы постоянно видим новые лица. Жители города активно включаются в наши проекты, предлагают сотрудничество – это очень здорово. Мы поняли, что пока мы единственная поддержка комитета по охране памятников – у него реально не хватает сил из-за маленького количества сотрудников. Со стороны Управления архитектуры мы также заметили классные подвижки. В городе начали активно приспосабливать памятники архитектуры. Нам удалось поднять шумиху насчет гидроэлектростанции на Порогах. (В 2017-м году ГЭС была остановлена из-за нерентабельности, отсутствия финансирования, а ее состояние было признано аварийным. – Прим.авт.) Мы собрали круглый стол из специалистов: инженеров, архитекторов, представителей министерства энергетики, и вместе обсуждали будущее гидроэлектростанции. То, что к нам прислушиваются, и с нами взаимодействуют – главное достижение фестиваля.
«Хочется отдохнуть, но я не знаю, как это сделать»
Наша команда работает каждый день, 24/7. Мы по очереди выгораем и поддерживаем друг друга. И плачем, и радуемся победам.
То, к чему пришел «Том Сойер Фест» в Челябинске – это не только наша работа, но и поддержка горожан . В 2017 году в городе появился «Челябинский урбанист», который навел шороха, зарядил молодых челябинцев праведным гневом в сторону городской среды. Но в его повестке не хватало заботы о памятниках. И это дало толчок к развитию «Том Сойер Феста» в Челябинске. Люди были уже заряжены, но им не хватало движухи, где можно проявить себя, и банально прикладных вещей: прийти, что-то поделать руками, пошкурить, подержать болгарку. Все настолько засиделись в своих офисах, что хотелось выйти на свежий воздух и потрудится простым деревенским способом. Работа закипела и не останавливается уже четвертый год.
То, что у нас собралась команда из трех организаторов – это, скорее, удача . До «Том Сойер Феста» я работала в йога-студии, была копирайтером, организатором мероприятий, специалисткой по рекламе, в какой-то момент даже выучилась на инструктора по йоге. В момент, когда я присоединилась к фестивалю, я находилась в поисках себя. Мне хотелось приносить пользу не точечно, а городу в целом, заземлиться, сменить окружение. Так и получилось. Я пришла на фестиваль, как волонтер. Там была небольшая команда, и Гале нужна была помощь. Я посмотрела на группу фестиваля в соцсетях, и подумала, что можно сделать ее лучше. Меня это так захватило и увлекло, что я без выходных целый месяц трудилась на фесте, а потом, поздно вечером, писала посты о том, что мы успели сделать. Еще я была «прорабом», когда настоящий прораб не мог приходить на фест из-за работы.
В 2019 году о нас узнала Белла. Так совпало, что она вместе с подругой хотела открыть мастерскую ремесел в особняке Рябинина. Она связалась с Галей и предложила сделать красивым этот дом на фестивале. С тех пор Белла стала частью нашей команды. Мы втроем начали организовывать всю эту движуху, и не смогли больше расстаться.
Были моменты, когда хотелось оставить фестиваль, например В 2019 году. У нас была очень жесткая подготовка, у меня взрывалась голова, я начала выгорать. Сейчас чувствую себя немного сдувшейся, делаю все на подсевшей батарейке.
Это все так выросло, что в какой-то момент стало больше нас самих. Я чувствую свою ответственность перед людьми, перед командой, я люблю наш движ, но и отдохнуть от вечной гонки тоже хочется. К сожалению, я пока не знаю, как это сделать без вреда для всего процесса, поэтому нашла ребят, с которыми мы вместе будем писать о нашем фестивале в соцсетях.
«“Том Сойер Фест” – звучит слишком наивно»
Недавно мы зарегистрировали НКО. Ее созданием всецело занималась Белла, потому что у нее 12-летний опыт работы с документами – она главный бухгалтер в инженерной компании. Мы хотели подаваться на гранты, работать с серьезными организациями, хотели свой склад под инструменты и уличную мебель. Мы начали просить помещение для хранения у администрации города. Но обычным девчулям сложно доверять и есть куча бюрократических нюансов. Нам сказали: было бы у вас НКО, все бы было гораздо проще. Мы сказали, что подумаем. Потом мы поняли, что нам нужно больше денег на все наши бесконечные проекты. Начали искать гранты, и поняли, что достаточно большие и крутые гранты дают для НКО. У нас «нкошки» не было, и мы пролетали. Мы подумали: надо что-то делать. Еще нам хотелось заключать договоры с реставрационными компаниями, организациями с лицензиями, архитекторами. «Мы – “Том Сойер Фест”» — для некоторых звучало слишком наивно.. Название задорное, и нам нравится, но работать приходится со взрослыми людьми, которые не всегда понимают, почему мы назвались именем литературного персонажа. Нам хотелось, чтобы нас воспринимали как серьезную организацию, а не ребят, которые могут в один момент исчезнуть. Поэтому мы зарегистрировали челябинскую региональную общественную организацию сохранения объектов культурного наследия «Культурный слой», и «Том Сойер Фест» — это теперь самый большой из ее проектов.
Текст: Алина Коленченко
Фото: Андрей Филатов
Интервью опубликовано в рамках проекта, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.