«Все по любви»: «Том Сойер Фест» в Томске

 170

Фестиваль в Томске начинался два раза. Впервые проект под названием «Томск Сойер Фест» стартовал в городе в 2017, но спустя три года всероссийское сообщество фестиваля прекратило обмениваться технологиями и помогать «Томск Сойер Фесту» в поиске ресурсов, заявив, что больше не несет моральной ответственности за то, что происходит в городе под эти названием. «В случае, если в Томске появится новая команда, готовая взаимодействовать с нашим сообществом в рамках его принципов и сообразно духу фестиваля, мы готовы всецело ее поддерживать доступными нам способами», — было сказано в заявлении. И такая команда появилась в городе очень скоро. Ольга Павлова и Светлана Савина запустили фестиваль в Томске в 2020 году и уже успели достигнуть важных результатов. Мы поговорили с ними о том, как «Том Сойер Фест» снова пришел в Томск – всерьез и надолго.

«Для нас важно, что мы являемся резонирующим столпом сообщества, которое говорит: давайте будем смотреть вокруг на культурно-историческую среду и сохранять все это»

Ольга: Томск – любимый, спокойный, уютный, патриархальный, очень-очень деревянный. До восьми лет я жила в деревянном доме, для меня это такая «плоть и кровь». Томск входит в топ-3 российских городов по количеству сохранившихся деревянных домов. Мы в Томске креативные и находчивые. У нас есть показательная практика – «Дом за рубль». Это интересный подход к восстановлению деревянного зодчества. Программа «Дом за рубль» была придумана, внедрена и до сих пор работает в Томске. В этом году тоже разыгрывались дома, которые берут арендаторы, и на очень льготных условиях аренды потом восстанавливают с соблюдением всех технологических моментов. Мне кажется, очень круто, что есть такое движение внутри Томска – людей, которые уверены, что не стоит все сносить и сжигать, что наша старина – это принципиально важно для города, и с этим нужно работать. (Проект «Дом за рубль» работает в Томске с сентября 2016 года – в его рамках инвесторам предлагается за свой счет и для себя отремонтировать старинные дома, а взамен получить льготу по арендной плате. За время существования проекта инвесторам передано 36 домов. – Прим. авт.)

Светлана: Как таковой, предыдущей команды «Том Сойер Феста» в Томске не было. Был активист, который очень любит деревянную застройку, но он, так сказать, не очень командный игрок. Ему не удавалось собрать команду, за ним не шли люди, но как физлицо он был достаточно активный. Он обратился в Управление культуры Томска, с которым моя организация взаимодействовала, и в Управлении порекомендовали поддержать мужчину – юридически и командно, ввиду наличия волонтеров в организации. Мне удалось с ним пообщаться –не особо позитивно. А потом, так получилось, что у меня появился интерес к прекрасному деревянному зодчеству, и Оли, параллельно – те же мысли, желание возродить историческую среду. И тут же, параллельно, появляется Ленинская администрация – это один из районов Томска, — которые сами предлагают: возьмите дом. В общем, «Том Сойер Фест» сам нас нашел: нашелся дом, нашлись мы с Олей. Мы были знакомы и раньше, но не пересекались в данном контексте. И в прошлом году все сложилось. Сложилось до такой степени, что у нас на текущий момент уже есть команда, в чате волонтеров у нас около 70 человек, мы взаимодействуем с ТГАСУ (Томский государственный архитектурно-строительный университет. – Прим.авт.), который дает нам своих студентов. К нам присоединяются профессиональные мастера, в их числе — основатели Праздника Топора, известного на федеральном уровне.

Я считаю важным, что мы не просто красим один дом. К нам примыкают люди, мы рассказываем о других проектах, как, например, «Дом за рубль» или «Квартира №1 на Белинского» (Проект томского стрит-фотографа Сергея Медведчикова, который приобрел и реставрирует квартиру в историческом деревянном доме, планируя превратить ее в арт-апартаменты и место притяжения творческих людей. – Прим.авт.), о всех тех, которые в той или иной степени связаны с восстановлением исторической среды. Для нас очень важно, что мы являемся резонирующим столпом сообщества, которое говорит: давайте будем смотреть вокруг на культурно-историческую среду и сохранять все это. И это все произошло менее, чем за год.

Ольга: Да, это произошло колоссально быстро. Можно сказать, у нас год идет за пятилетку.

Светлана: Если говорить о количестве домов, то пока он у нас один, сейчас на подходе второй. Но мы сделали гораздо больше – я говорю о просвещении и популяризации восстановления исторической среды. Это то, чем мы гордимся, помимо того, что мы восстанавливаем дома.

«Мы, конечно же, не ждали, что кто-то от кого-то откажется или, наоборот, подружится»

Ольга: Мы обозначили свое присутствии на всероссийской карте «Том Сойер Феста» уже после того, как Андрей Кочетков сделал официальное заявление (о том, что с 2020 года проект «Томск Сойер Фест» больше не является частью сообщества «Том Сойер Феста» в результате единогласного решения координаторов фестиваля из других городов. – Прим.авт.) Первый объект мы взяли в августе 2020 года.

Светлана: «Томск Сойер Фест» продолжает существовать в лице одного активиста. То есть, человек продолжает вести деятельность, но это не сообщество и не движение. Пока отношения «Томск Сойер Феста» и всероссийского сообщества «Том Сойер Феста» приходили к расхождению, мы, конечно же, не ждали, что кто-то от кого-то откажется или, наоборот, подружится, чтобы дать старт проекту.

Ольга: Я бы сказала, что это просто такое стечение обстоятельств. В моем случае, очень сильно повлияла пандемия. Когда ты ограничен в перемещениях, остаешься в своем городе, твой фокус, направленный на город, еще больше усиливается. В какой-то момент нам надоело что-то обсуждать и планировать, и пришла пора делать. Мы поняли, что на данный момент именно механизм «Том Сойер Феста» максимально соответствует нашему внутреннему мироощущению, когда помимо разговоров есть конкретное дело – от реставрации до концертов и лекториев.

Светлана: Нет ощущения, что мы перезапускали проект, мы просто шли параллельно. У Ольги – частный музей, у которого есть большое количество поклонников. У меня есть автономная некоммерческая организация, которая ведет деятельность по популяризации культурно-исторического наследия, мы достаточно плотно взаимодействуем с представителями власти. Поэтому нам даже не пришлось налаживать отношения. Мы просто сказали: мы решили восстанавливать дома. И все сказали: классно.

Ольга: В силу того, что у каждой из нас есть хорошая, проверенная репутационная история, отклик был примерно такой: «Слава богу, что за проект взялись эти классные девчонки, а не кто-то другой!» Нам сразу доверяли, а это очень важно.

За год мы поняли, на что нужно обращать внимание при выборе объекта, чтобы определить, потянем ли мы необходимые реставрационные работы. Есть дома, которые требуют капитального ремонта, и на данный момент нам туда «зайти» сложно. Возможно, уже в следующем году это будет в рамках наших компетенций. Мы планируем брать действительно сложные дома. В силу того, что у нас хорошие партнеры, уже сложились отношения с ТГАСУ, думаю, этот момент мы решим. Дома нас находят сами, точнее, нас находят их жители. А мы отвечаем им взаимностью. Как говорится, все по любви. В этом году мы планируем завершить работы на втором доме. Он не самый сложный, но принципиально важный, потому что соседствует с памятником федерального значения. Что будет дальше – посмотрим.

«Снежный ком, который мы запустили, уже не остановить»

Светлана: Мы делаем «Том Сойер Фест» потому, что если не мы, то кто?

Ольга: Да, если не мы, то кто? Это, скорее, просто такая жизненная позиция. Когда ты не сидишь и не ждешь, если что-то тебя волнует, а предпринимаешь конкретные шаги.

Светлана: Тот же «Дом за рубль» — это классный проект, но это совершенно другая история: история инвесторов, история больших денег. А мы говорим о сообществе людей, которые хотят приложить руку к восстановлению наследия. До нас еще никто не объединил этих людей. У нас на «Том Сойер Фесте» даже празднуют корпоративы. Например, чиновники из Департамента труда и занятости отметили тридцатилетие организации, работая на фестивале.

Ольга: Есть краеведческое сообщество, которое интересуется городом, говорит про город, но это тоже не «Том Сойер Фест», где ты не просто собираешь увлеченных одной идеей людей, но и организовываешь весь процесс. Мы со Светой — те люди, которые готовы и могут делиться и вовлекать в движение. Это очень важный фактор, потому что, мне кажется, это распространенная практика, когда сообщества складываются закрытыми, и в них очень сложно просочиться. А мы максимально за масштабируемость происходящего.

Мы вовлекаем людей по-разному. Важную роль играет наш личный пример и наш социальный капитал, связи, которые у нас достаточно обширные. Один из механизмов – это привлечение лидеров мнений. Как правило, это люди проактивные, и подключаются легко. У нас срабатывает эффект «снежного кома», который мы запустили. Он катится и его уже не остановить, новые снежинки налипают на него автоматически. Принципиально важна постоянная, открытая, дружественная коммуникация. Когда есть открытость, люди тянутся, потому что им не страшно.

Бюджет нашего проекта складывается точно так же, как, наверное, и во всех городах. Это спонсорские вливания – как федерального, так и местного уровня, пожертвования. По весне к нам пришла компания – известный производитель краски, и сказала: ребята, мы посмотрели, как вы в прошлом году с кисточками хороводы водили, мы хотим в этом году дать вам краску. Супер, круто! В обозримом будущем хочется говорить и про грантовые конкурсы, потому что есть много важных идей, которые, как мы считаем, необходимо поддержать.

Текст: Алина Коленченко

Интервью опубликовано в рамках проекта, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

←в раздел «Интервью»