Координатор «Том Сойер Феста» в Клинцах Алина Коленченко написала экспрессивный пост о том, что заставляет её уже второй год подряд заниматься фестивалем.
«Меня всё чаще просят объяснить, зачем восстанавливать старые дома? Что в них ценного? А приезжая в Италию, Францию, Грецию, в такие же маленькие провинциальные городки, люди почему-то не идут гулять вдоль парковок, автострад, многоэтажек и торговых центров, которых там тоже в избытке. Они идут гулять по старым мощеным улицам, они фотографируются на фоне деревянных дверей и окон с цветами и деревянными створками, они платят сотню евро за экскурсию по старым городским районам, стоят, внимательно слушают гида, кивают головами: «История — это так интересно, так важно». Покупают магнитики, отправляют открытки, пьют вино на открытых террасах таверн, внимая местному колориту. А потом возвращаются в родную российскую провинцию, почему-то, не складывая в голове дважды два — что наши улицы, дома и районы могли бы выглядеть так же красиво, интересно и быть привлекательными для туристов со всего мира, если бы мы перестали быть варварами по отношению к месту в котором живем.
А хотите ещё более простой пример? Куда едут фотографироваться все свадьбы клинцовского района? Где делаются романтические фотоссесии? На фоне старых, заброшенных усадеб и полуразрушенных церквей прошлых столетий. Ляличи, Вьюнки, Великая Топаль. Почему-то никто не фотографируется на парковке перед торговым центром, на фоне баннеров и вентфасадов. То есть на каком-то интуитивном, молекулярном уровне понимания люди тянутся к хорошей архитектуре, к традициям, к эстетике. Но на самом обычном уровне, сознательном и бытовом, люди считают, что всё это старье надо бы снести и застроить — не знаю, чем? Может быть, в городе не хватает еще одной пятерочки и фикспрайса?
Мне часто говорят: вы тут играете в урбанистику, а людям есть нечего, работы нет. И их меньше всего **ет судьба наличников на фасадах. Да, Брянская область — одна из беднейших, как в экономическом, так и в культурном плане. Но так чего же мы с таким безоговорочным рвением разбазариваем и уничтожаем наш, возможно, последний ценный актив — нашу историю, нашу культуру, наши традиции. Мы могли бы привлекать в наш регион туристов, мы могли бы возрождать ремесла, продавая предметы ручной работы и народного творчества далеко за пределами нашей области. Мы могли бы брендировать свой город, мы могли бы развивать событийный туризм, устраивая крутые и атмосферные фестивали на развалинах старых усадеб. Мы могли бы … Но пока мы можем только равнодушно смотреть на происходящее и перед сном мечтать о том, что однажды мы проснемся в прекрасной России будущего. К сожалению, произойдет это не ранее, чем мы закончим жить по принципу: «Барин к нам приедет — барин нас рассудит». «Барин сам увидит, что плоха избушка, и велит дать брёвен,» — думает старушка. Но пока мы сами не смекнем, что избушка плоха и пора в ней менять бревна, самостоятельно, не дожидаясь барина, мэра, управляющую компанию, Юрия Дудя и журналистов с первого канала, мы будем жить так, как живем. Оно вам не надоело?»