Ровно два года назад в Самаре мы вышли на улицу Льва Толстого, назвавшись “Том Сойер Фестом”, для того, чтобы покрасить фасады трёх старых, обветшавших, но милых сердцу домов. В этот день мы доподлинно не знали присоединится ли к небольшой горстке людей, затеявших всё это, кто-то ещё. И с какими трудностями нам придётся столкнуться в процессе. Но в нас была уверенность, что мы делаем важное дело, сохраняя историческую среду, лицо Самары. И показывая способ заботы о городе не только на словах.
Тогда, разумеется, мы даже и не думали, что фестиваль обрастёт в процессе огромным количеством дополнительных смыслов. Что мы станем совсем по-другому смотреть на города, а прикосновение к строительным лесам будет давать совершенно новые, почти волшебные ощущения. Что вековая пыль летящая из под щёток в лучах солнца может так очаровывать. Что через полтора года в столице далёкого Эквадора на конференции ООН Habitat III ЮНЕСКО представит доклад, в котором будет рассказываться и про нас. Что через два года люди ещё в шести городах России от Центра до Сибири будут делать то же самое, что и мы тогда. И испытывать такие же эмоции. А ещё семь городов будет практически готовы к запуску “Том Сойер Феста”.
Что в маленьком Бузулуке благодаря фестивалю появится новая семья. А в Казани на открытии “Том Сойер Феста” во двор старого дома спустя десятилетия вернётся дым самовара, и эта традиция станет потом кочевать из города в город. Что в критические моменты, когда будет казаться, что всё пропало, помощь будет приходить от самых неожиданных людей из самых неожиданных сфер. А об удачах и ошибках “Том Сойер Феста” будут внимательно слушать на форумах и конференциях от Санкт-Петербурга до Красноярска. И вдохновляться нашим опытом.
Почему всё получилось именно так, а не иначе? Только благодаря настоящим героям этой истории — волонтёрам. Людям, которые не побоялись косых взглядов, не постеснялись выйти из зоны комфорта, поверили в правильность происходящего. Их никто не заставлял лезть на строительные леса. Они не искали прямой или косвенной выгоды от своего участия. Настоящая добровольность вовлечения в работы на “Том Сойер Фесте” была и останется главным принципом фестиваля.
За эти два года более 500 человек из разных городов искренне и безвозмездно подарили своё время, умение и силы “Том Сойер Фесту”. Они посмотрели друг другу в глаза, почувствовали плечи друг друга. И, самое главное, познакомились и продолжают знакомится между собой, делая общее, близкое им дело, переосмысливая историческую среду, сохраняя идентичность любимых городов. Они подарили “Том Сойер Фесту” частичку себя, помогли идеями и изменили фестиваль в лучшую сторону по сравнению с первоначальной задумкой. Они приятно удивляли нас, стоявших тогда у домов на Льва Толстого, и продолжают удивлять.
Два года назад, нам казалось, что всё закончится хеппи-эндом для фасадов трёх домов в Самаре. А дальше мы разбежимся и займёмся своими делами. Но сейчас понимаем, что “Том Сойер Фест” — это двухлетний ребёнок, который уже начал ходить, но делает это ещё не очень уверенно. И ему предстоит расти и расти. Благо, возраст позволяет…
Приносим свои извинения за зашкаливающий уровень пафоса в этом тексте (обычно мы предпочитаем язык иронии), но говорить о волонтёрах, подаривших фестивалю часть себя, по-другому не получается. Особенно о тех, кто провёл с нами то, первое лето “Том Сойер Феста”. А также героях из Казани, Бузулука, Томска, Калуги, Димитровграда, Саратова, Хвалынска, Боровска, Рязани, Чебоксар, Мурома и Оренбурга, пошедших той же дорогой. Невольно заодно с нами ставших частью удивительного эксперимента, за которым следят из разных городов России и мира. Эксперимента, который изначально никто и не думал проводить. Мы просто хотели покрасить в Самаре три старых, но милых сердцу дома.